Рыжикова Т.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Москва, Российская Федерация tnr411@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-2762-0547 SPIN-код: 2731-0990
Предмет. Процесс выбора проекта диверсификации производства и бизнеса на предприятиях машиностроения. Цели. Разработка элементов логической модели процесса диверсификации: определение типа производства, оценка готовности предприятия к диверсификации, оценка ресурсов диверсифицируемого предприятия и ожиданий от проекта диверсификации, формирование показателей оценки диверсифицируемого бизнеса. Методология. Методом исследования процесса диверсификации выступает последовательный сравнительный анализ проектов диверсификации предприятий машиностроения, являющихся необходимой базой для исследования. Инструментарий анализа проектов диверсификации, используемый в авторском исследовании, основывается на углубленном анализе различных теорий диверсификации, а также позволяет в наглядном виде представить результаты полученных данных. Результаты. Проведены параллели между различными теориями и классификациями, определены основные метрики и последовательность их применения при принятии решения по диверсификации. Определены цели диверсификации и пути достижения рентабельности проекта. Рассмотрены практическая и теоретическая изученность проблемы, предлагается подход к обеспечению последовательности процесса оценки и анализа перспектив диверсификации производства на машиностроительном предприятии. Сформулированы необходимые параметры продукции, выбираемой предприятием для целей диверсификации. Выделены и оценены показатели для экспресс-оценки проекта диверсификации. Определен порядок этапов выбора проекта диверсификации. Выводы. Предприятия, имеющие более четверти ассортимента продукции гражданского назначения, квалифицированный кадровый состав, выстроенную систему ресурсообеспечения, опирающуюся на гибкое производство, высокий уровень автоматизации, наличие технологической платформы, имеют высокие шансы успешно реализовать проект диверсификации.
Ключевые слова: моделирование диверсификации производства, горизонтальное и вертикальное развитие рынка, модели большой прибыли
Список литературы:
Krivokapic R., Njegomir V., Stojic D. Effects of corporate diversification on firm performance: Evidence from the Serbian insurance industry. Economic Research – Ekonomska Istraživanja, 2017, vol. 30, iss. 1, pp. 1224–1236. URL: Link
Sulaimon A.A., Ogunkoya O.A., Lasisi J.O., Shobayo P.B. The impact of marketing capability and diversification strategy on performance. Journal of Marketing and Consumer Research, 2015, vol. 13, pp. 50–59. URL: Link
Hasby Hamyat, Buyung Sarita et al. The Effect of Firm size and Diversification on Capital Structure and Firm Value (Study in Manufacturing Sector in Indonesia Stock Exchange). The International Journal of Engineering and Science, 2017, vol. 6, iss. 6, pp. 50–61. URL: Link
Reza Raei, Reza Tehrani, Banafsheh Farhangzadeh. A study on relationship between diversification strategy, firm performance and risk: Evidence from Teheran stock exchange. International Journal of Business and Social Science, 2015, vol. 6, iss. 1, pp. 112–117. URL: Link
Pitts R.A. Strategies and Structures for Diversification. The Academy of Management Journal, 1977, vol. 20, iss. 2, pp. 197–208. URL: Link
Rumelt R.P. Diversification strategy and profitability. Strategic Management Journal, 1982, vol. 3, iss. 4, pp. 359–369. URL: Link
Рой Л.В. Стратегия диверсификации компании (теоретические подходы) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2009. № 2. С. 87–105. URL: Link
Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: монография. М.: Магистр, 2022. 272 с.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
Slywotzky A.J., Morrison D.J., Andelman B. The Profit Zone: How Strategic Business Design Will Lead You to Tomorrow's Profits. Crown Business, 1997, 352 p.
Фалько С.Г., Рыжикова Т.Н., Агаларов З.С. Оценка готовности продприятий оборонно-промышленного комплекса к диверсификации // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия «Машиностроение». 2020. № 4. С. 81–94. URL: Link
Фалько С.Г., Рыжикова Т.Н., Агаларов З.С. Анализ тенденций, определяющих научно-технологическое развитие космической отрасли в условиях больших вызовов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 6. С. 996–1014. URL: Link
Berry C.H. Corporate Growth and Diversification. The Journal of Law and Economics, 1971, vol. 14, iss. 2, pp. 371–383. URL: Link
Gibrat R. Les inégalités économiques; applications: aux inégalités des richesses, à la concentration des enterprises, aux populations des villes, aux statistiques des familles, etc., d’uneloi nouvelle, la loi de l’effet proportionnel. Paris, Recueil Sirey, 1931, 296 p.
Концевой Д.С. Эмпирический анализ динамики роста российских коммерческих банков // Прикладная эконометрика. 2013. № 29(1). C. 61–81. URL: Link
Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. Темпы роста компаний и заполнение рыночной ниши // Проблемы прогнозирования. 2020. № 2. С. 101–112. URL: Link
Фалько С.Г., Рыжикова Т.Н., Агаларов З.С. Пути диверсификации предприятий в космической сфере: вызовы, проблемы, решения // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 1. С. 4–24. URL: Link
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Королев Д.С. Экономический анализ возможностей технологического развития России (на примере нанотехнологий) // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 9. С. 2–11. URL: Link
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Лылов А.И., Пуляхин Е.И. Экономический анализ влияния «больших вызовов» на устойчивость и непрерывность деятельности субъектов хозяйствования // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 12. С. 2253–2275. URL: Link