Рыжикова Т.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация tnr411@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-2762-0547 SPIN-код: 2731-0990
Предмет. Процесс формирования рынка коммерческих космических услуг. Цели. Необходимость развития коммерческого сегмента космических услуг обусловлена появлением новых космических технологий, потребностью освоения дальнего космоса и необходимостью привлечения к этому средств частных инвесторов. Методология. Использован последовательный сравнительный анализ космических технологий, являющихся необходимой базой для исследования. Инструментарий анализа затрат и процессов ценообразования на предлагаемые услуги основывается на углубленном изучении различных подходов, используемых в экономике космоса, а также позволяет наглядно представить результаты полученных данных. Результаты. Обоснование путей увеличения выручки от продажи космических услуг связано с увеличением жизненного цикла космических аппаратов, в течение которого они и услуги, оказываемые с его помощью, будут востребованы широким слоем платежеспособных потребителей. Рассмотрены практическая и теоретическая изученность проблемы, предлагается подход к обеспечению последовательности процесса оценки и анализа перспектив диверсификации производства на машиностроительном предприятии. Именно с этим конечным коммерческим сегментом связаны основные тренды развития космических технологий. Выводы. Проведена оценка подходов к рентабельности космических технологий и космических аппаратов, которая должна проводиться с учетом особенностей космического рынка и с учетом поиска инвестиционной привлекательности технологий продления жизни на орбите, заправки, сборки, изготовления, ремонта, а также утилизации и удаления различного активного мусора. Услуги, оказываемые на орбите, могут быть разделены на две группы: с коротким и пролонгированным жизненными циклами. Затраты на такие услуги могут учитывать или не учитывать затраты на изготовление и пуск в зависимости от жизненного цикла космических аппаратов.
Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Б. Законы большой прибыли. М.: Эксмо, 2017. 400 с.
Trivailo O., Sippel M., Şekercioğlu Y.A. Review of Hardware Cost Estimation Methods, Models and Tools Applied to Early Phases of Space Mission Planning. Progress in Aerospace Sciences, 2012, vol. 53, pp. 1–17. URL: Link
Curran R., Raghunathan S., Price M. Review of Aerospace Engineering Cost Modelling: The Genetic Causal Approach. Progress in Aerospace Sciences, 2004, vol. 40, iss. 8, pp. 487–534. URL: Link
Roy R. Cost Engineering: Why, What and How? UK, Cranfield University, 2003. URL: Link
Humphreys K., Wellman P. Basic Cost Engineering. New York, Marcel Dekker Inc., 1996, 360 p.
Meisl C.J. Techniques for Cost Estimating in Early Program Phases. Engineering Costs and Production Economics, 1988, vol. 14, iss. 2, pp. 95–106. URL: Link90112-U
Рыжикова Т.Н., Старожук Е.А., Шаповалов А.В., Щеглов Г.А. Анализ эффективности периферийных пусковых услуг выведения полезных нагрузок малым разгонным блоком «БОТ» // Экономика космоса. 2022. № 1. С. 46–56. URL: Link 1277437cb941a263516986787a78c814.pdf
Шаповалов А.В., Щеглов Г.А. Синтез рациональной компоновки малого разгонного блока на газообразных компонентах топлива // Вестник Московского авиационного института. 2023. Т. 30. № 2. С. 70–77. URL: Link