Едронова В.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация v.n.edronova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2694-4873 SPIN-код: 2164-1066
Предмет. Электронная торговля материальными товарами в целом и ее отдельные сегменты как быстро развивающийся вид экономической деятельности, вносящей вклад в валовой продукт страны. Цели. Сравнить развитие интернет-торговли в России и за рубежом; выполнить анализ развития российского рынка за 2011–2022 гг.; сравнить развитие российской интернет-торговли в целом и отдельных ее сегментов в период после COVID-19. Методология. Использованы статистические методы анализа: относительные показатели сравнения, аналитические и средние показатели рядов динамики (темпы роста и прироста, абсолютные изменения уровней ряда динамики, средние темпы). Информационной базой исследования послужили годовые обзоры интернет-торговли аналитического агентства Data Insight. Результаты. Выполнен сравнительный анализ развития электронной торговли в России и ряде зарубежных стран по обороту интернет-торговли в долларовом выражении, объему электронной торговли на душу населения, удельному весу интернет-торговли в ВВП страны, доле продаж в мировом объеме, удельному весу онлайн-покупателей в общей численности населения страны. Проанализировано развитие российского рынка за 2011–2022 гг. по объему продаж, количеству заказов и среднему чеку; произведен сравнительный анализ интернет-торговли в целом и отдельных ее сегментов по объему продаж, количеству заказов, среднему чеку покупки, а также доле продаж и заказов сегментов в общих показателях интернет-торговли. Выводы. Уступая Китаю и некоторым другим странам по ключевым показателям, Россия является лидером среди быстрорастущих рынков интернет-торговли и занимает второе место после Китая по темпу роста доли оборота торговли в ВВП. За последнее десятилетие объем продаж российской электронной торговли рос в среднем на 33% в год, количество заказов на 34% при ежегодном снижении среднего чека на 4%. В период после COVID-19 темпы роста замедлились, но тенденция роста сохранилась. Показатели, превышающие среднегодовые темпы по интернет-торговле в целом, показали универсальные маркетплейсы, доля которых на рынке стабильно возрастала. Еще большее ускорение приобрел сегмент товаров повседневного спроса, а рынок аптечных товаров по темпам роста отстал от других сегментов электронной торговли.
Делибалтова М.П. Особенности организации интернет-торговли // Молодой ученый. 2020. № 7. С. 199–201. URL: Link
Кандиев С.С. Электронная торговля: особенности и тенденции развития // Молодой ученый. 2023. № 1. С. 76–81. URL: Link
Бессонова Е.И. Интернет-торговля как фактор развития бизнеса // Молодой ученый. 2022. № 37. С. 31–35. URL: Link
Киселева Л.Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. № 9(3). С. 22–32. URL: Link
Маилян А.А. Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России // Молодой ученый. 2017. № 34. С. 38–40. URL: Link
Делибалтова М.П. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 2063–2078. URL: Link
Поляшова М.А. Развитие интернет-торговли как фактор повышения конкурентоспособности // Молодой ученый. 2020. № 26. С. 120–122. URL: Link
Коваль А.Г., Евдокимова М.Ю. Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 9. С. 79–82. URL: Link
Турченкова Е.С., Коваленко Н.В. Интернет-аптека как новая форма реализации лекарственных препаратов // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 204–210. URL: Link
Шапошников А.М. Векторы развития электронной коммерции в секторе FMCG // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 3-1. С. 305–316. URL: Link
Дудаков Г.С. Тренды развития маркетплейсов в Российской Федерации: pest-анализ // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 520–523. URL: Link