Предмет. Комплексный подход к аналитическому обоснованию инвестиционных проектов, реализуемых в сфере туризма и гостеприимства, для принятия управленческих и инвестиционных решений. Цели. Разработка комплексной методики аналитического обоснования инвестиционного проекта, реализуемого в сфере туризма и гостеприимства, характеризующейся системным подходом к анализу потенциальных денежных потоков с учетом влияния внешних и внутренних рисков, а также особенностей бизнес-модели. Методология. Использованы логический и системный подходы, методы сравнительного анализа, инвестиционного анализа и финансового моделирования, анализа рисков, включая анализ чувствительности, сценарный анализ, а также развернутый метод SWOT-анализа. Результаты. Разработана комплексная методика аналитического обоснования инвестиционного проекта, реализуемого в сфере туризма и гостеприимства, включающая стратегический анализ отрасли и проекта, определение и отбор показателей юнит-экономики для разработки финансовой модели, построение и анализ финансовой модели проекта, развернутый SWOT-анализ с использованием балльно-рейтинговой оценки, благодаря чему сильные и слабые стороны, возможности и угрозы можно ранжировать по степени их значимости и влияния на проект, сценарный анализ и разработку карты рисков. Предложенная методика апробирована применительно к проекту, реализуемому в сфере туризма и гостеприимства. Выводы. Преимуществами разработанной методики аналитического обоснования инвестиционного проекта являются следующие: возможность комплексной оценки факторов, влияющих на экономическую целесообразность инвестиционных проектов с учетом особенностей их реализации в сфере туризма и гостеприимства, включая риски и возможности, связанные с перспективами развития внутреннего туризма в Российской Федерации, и меры поддержки, что влияет на денежные потоки проекта; гибкость разработанной финансовой модели, базирующейся на показателях юнит-экономики, позволяющей адаптировать ее к требованиям инициатора и инвесторов проекта исходя из особенностей создаваемого продукта.
Ключевые слова: инвестиционные проекты в туризме, финансовое моделирование, принятие решений, аналитическое обоснование проектов
Список литературы:
Морозов М.А., Морозова Н.С. ESG-трансформация предприятий туристской и гостиничной индустрии // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 2. С. 86–93. URL: Link
Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Паблишер, 2017. 1316 с.
Лившиц В.Н., Миронова И.А., Швецов А.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика промышленности. 2019. Т. 12. № 1. С. 29–43. URL: Link
Alexander L., Das S.R., Ives Z. et al. Research Challenges in Financial Data Modeling and Analysis. Big Data, 2017, vol. 5, no. 3, pp. 177–188. URL: Link
Когденко В.Г. Методика финансового моделирования на основе публикуемой консолидированной отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 7. С. 1269–1285. URL: Link
Lukić Z. The art of company financial modelling. Croatian Operational Research Review, 2017, vol. 8, no. 2, рp. 409–427. URL: Link
Mallick S., Mitra D., Amlan G. Selection of tourist destination for investment decision: a holistic model, MPRA Paper, 2022,no. 115369. URL: Link
Donglei Ying. Optimization of Tourism Real Estate Development Project Based on Option Premium Model. Discrete Dynamics in Nature and Society, 2021, Article ID 2954795. URL: Link
Yuetao Yang, Wani G.A., Nagaraj V. et al. Progress in Sustainable Tourism Research: An Analysis of the Comprehensive Literature and Future Research Directions. Sustainability, 2023, vol. 15, iss. 3. URL: Link
Николенко П.Г., Терехов А.М. Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития // Статистика и Экономика. 2022. Т. 19. № 4. С. 57–71. URL: Link
Бацына Я.В., Шарова С.Н., Смирнова Н.Б., Гарина Е.П. Анализ формирования corporate identity в продвижении бренда туристической фирмы // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 2163–2180. URL: Link
Панина Е.Е. Специфика операционной деятельности отеля // Modern Economy Success. 2022. № 5. URL: Link
Салахова В.Г. Управление качеством услуг в гостиничном бизнесе // Молодой ученый. 2019. № 2. С. 263–265. URL: Link
Авилова Н.Л., Красноженова Г.Ф., Ковалева Н.И., Хохлов И.Ю. Корпоративная социальная ответственность в гостиничном бизнесе: сравнительный анализ Испании и России // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 1. С. 90–101. URL: Link
Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. Financial Analysts Journal, 2018, vol. 74, iss. 3, pp. 87–103. URL: Link
Van Duuren E., Plantinga A., Scholtens B. ESG Integration and the Investment Management Process: Fundamental Investing Reinvented. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 138, iss. 3, pp. 525–533. URL: Link
Schramade W. Integrating ESG into valuation models and investment decisions: the value-driver adjustment approach. Journal of Sustainable Finance & Investment, 2016, vol. 6, iss. 2, pp. 95–111. URL: Link