Пространственно-временной анализ факторов, определяющих динамику потребления населением платных услуг (на примере федеральных округов Российской Федерации)
Предмет. Выявление и количественная оценка влияния экономических и социальных факторов на потребление платных услуг населением на мезоуровне. Цели. Выявить и проанализировать дифференциацию влияния макроэкономических факторов на индекс физического объема потребления платных услуг населением. Методология. Использован эконометрический подход для анализа данных официальной статистики. С помощью моделей панельных данных проанализировано наличие индивидуальных эффектов и характера связей между факторами по федеральным округам. Результаты. Проанализирована динамика показателей потребления платных услуг населением. Эпидемия COVID-19 серьезно снизила реальные объемы потребления платных услуг в 2020 г., но уже в следующем году показатель объема потребления платных услуг на душу населения практически вернулся к доковидному тренду. В 2022 г. в условиях санкционного давления и других экономических шоков реальное потребление платных услуг увеличилось на 5%. При проведении эконометрических расчетов в качестве факторов, имеющих влияние на индекс физического объема платных услуг, выбраны индекс промышленного производства, уровень безработицы, реальные денежные доходы и индекс потребительских цен. На основе моделей фиксированных, случайных эффектов и модели пула исследованы различия в потреблении платных услуг населением по федеральным округам. Выводы. В ходе построения эконометрических моделей не доказано влияние реальных денежных доходов на индекс физического объема потребления платных услуг населением. Анализ спецификаций моделей панельных данных позволил сделать вывод, что выбранные для исследования факторы имеют схожее влияние во всех федеральных округах. С ростом индекса промышленного производства и индекса потребительских цен индекс физического объема платных услуг увеличивается, а прирост уровня безработицы оказывает обратное влияние на потребление платных услуг.
Ключевые слова: физический объем потребления платных услуг населением, модели панельных данных
Список литературы:
Айзинова И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 112–139. URL: Link
Зубарева Н.Н. Динамика, факторы и тенденции формирования, функционирования и развития национального рынка платных услуг населению // Практический маркетинг. 2022. № 7. С. 28–33. URL: Link
Бармина К.В. Алгоритм обеспечения инновационного развития сферы услуг // Управление устойчивым развитием. 2021. № 2. С. 8–13. URL: Link
Абрамова Н.В. Влияние пандемии на малый бизнес и на социально-экономическую ситуацию в регионах России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 1-2. С. 112–117. URL: Link
Ахмерова А.М. Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 87. URL: Link
Хузиева Э.Ф. Цены и тарифы на товары и услуги: оценка населением произошедших изменений // Управление устойчивым развитием. 2019. № 4. С. 84–89. URL: Link
Толстых И.В., Доренская И.Н., Еськова Н.А. и др. Региональные рынки платных услуг в условиях структурного экономического кризиса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 3. С. 158–164. URL: Link
Евменов А.Д., Благова И.Ю. Платные услуги в сфере культуры Российской Федерации: объем рынка, динамика и основные факторы спроса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 6–17. URL: Link
Тетушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка платных услуг населению в условиях экономического кризиса в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 6. С. 614–630. URL: Link
Шокин Я.В., Константинова Е.В. Анализ ценовых и неценовых факторов потребительского поведения на рынке образовательных услуг // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 14–24. URL: Link
Белехова Г.В., Россошанский А.И. Оценка факторов финансового поведения населения: опыт применения регрессионного анализа по панельным данным // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 5. С. 198–213. URL: Link
Салимова Г.А. Моделирование уровня жизни населения регионов на основе анализа панельных данных // Российский электронный научный журнал. 2023. № 1. URL: Link#
Бадыкова И.Р. Финансовая результативность стейкхолдерской политики в условиях экономической нестабильности: эмпирический анализ по панельным данным // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 4. С. 764–779. URL: Link
Молотникова А.А., Звонкова Д.В. Использование панельных данных для анализа криминогенной обстановки в федеральных округах России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1. С. 92–103. URL: Link
Морозова Т.В., Белая Р.В., Козырева Г.Б. Дифференциация потребительского поведения населения Карелии на рынке платных социально значимых услуг // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 2. С. 52–65. URL: Link
Елисеева А.А., Дворядкина Е.Б. Тенденции и драйверы развития локальных рынков бытовых услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 2. С. 316–334. URL: Link