Бойкова М.В.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления, Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация m.bojkova@customs-academy.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7095-3220
Новиков В.Е.доктор экономических наук, профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле, Научно-исследовательский институт Российской таможенной академии, Люберцы, Московская область, Российская Федерация nic_215@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2132-7560
Предмет. Сфера государственных таможенных услуг, представленных как сервисная экономико-управленческая система. Цели. Представить концептуальные положения и раскрыть проблемные направления исследования сферы государственных таможенных услуг как экономической системы. Методология. Основу исследования составила методология системного анализа и целостно-эволюционного подхода, использованы методы критического, структурного и сопоставительного анализа. Результаты. Показана сущность изменений, связанных со спецификой сферы услуг, применительно к деятельности таможенных органов при реализации научных исследований в соответствии с паспортом научной специальности «региональная и отраслевая экономика». На базе синтеза экономического и управленческого подходов сделана попытка осмыслить представление сферы государственных таможенных услуг как сферы экономического производства, где основным продуктом труда должностных лиц таможенных органов является управленческое решение – решение-услуга. При этом сфера таможенных услуг рассмотрена как целостная уровневая экономико-управленческая система, а характеризующие ее аспекты – сервисный (сервисно ориентированный, клиентоцентричный и др.), экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический и другие – могут изучаться как частные системы в контексте общесистемной постановки проблемы целостности. Выводы. Сделан вывод, что синтез экономической и управленческой методологии в виде организационно-экономического подхода позволил сформулировать круг актуальных проблем, требующих разработки и являющихся приоритетными направлениями научных исследований в рамках паспорта специальности.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26. М.: Госполитиздат, 1962. 476 с.
Токарев В.А. Исследование сущности услуги в экономическом мейнстриме // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. № 2-1. С. 204–216. URL: Link
Савин С.С. Совершенствование управления государственными организациями: методологические и теоретические аспекты: монография. М.: РАГС, 2009. 162 с.
Барзилей М., Армаджани Б. Прорыв сквозь бюрократию // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2003. С. 654–682.
Тамбовцев В. Стандарты государственных услуг (экономическая теория и российские реформы) // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 5–20.
Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 71–88. URL: Link
Карловская Е.А. Сервисизация в секторе государственного управления: постановка проблем // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. Т. 2. № 8. С. 87–92.
Бойкова М.В., Макрусев В.В. Таможенное администрирование: теория, методология, практика: монография. М.: Проспект, 2023. 440 с.