Фирсов Д.А.доктор экономических наук, заведующий лабораторией макроэкономического анализа и прогнозирования, Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), Москва, Российская Федерация firsov_d@mail.ru https://orcid.org/0009-0005-5283-6760 SPIN-код: 1823-2015
Предмет. Экономические отношения инвесторов и прочих субъектов, занятых в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры. Цели. Выявление новых угроз экономической безопасности от реализации производных инвестиционных проектов в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры. Методология. Исследование базируется на применении системного подхода, логическом и компаративном анализе, индукции и дедукции. Информационная база исследования основывается на открытых данных Росавтодора, Росморречфлота, Росжелдора, Росавиации, представленной предприятиями и организациями бухгалтерской отчетности, а также материалах по итогам проведенных Ассоциацией «Финнаучпросвет» аналитических опросов работников сферы транспортной безопасности, в которых приняло участие более 1 000 чел. Результаты. Наличие производных инвестиционных проектов в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства косвенно подтверждается на объектах защиты дорожного хозяйства, морского и речного транспорта. Инвестиции в человеческий капитал в условиях формирования и реализации производных инвестиционных проектов в сферах, где доля человеческого ресурса превышает 90%, абсолютно неэффективны и несут в себе риски мультиплицирования негативных последствий от реализации производных инвестиционных проектов. Потенциально эффективной мерой сдерживания угроз экономической безопасности от реализации производных инвестиционных проектов в сфере защиты объектов является значительное увеличение затрат на контроль со стороны государства и бизнеса. Выводы. Сфера защиты объектов транспортной инфраструктуры не готова к своему расширению по причине нерешенных проблем формирования и развития производных инвестиционных проектов. Процесс расширения повлечет за собой серьезное повышение угроз экономической безопасности. Результаты исследования могут выступить основой для разработки мер государственной политики по обеспечению транспортной безопасности в аспекте учета угроз экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, производный инвестиционный проект, сфера защиты объектов транспортной инфраструктуры, человеческий капитал
Список литературы:
Фирсов Д.А., Чернявский С.В. Производные инвестиционные проекты в составе ключевых угроз экономической безопасности: монография. М.: ИПР РАН, 2019. 168 с.
Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis: или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: Юнайтед Пресс, 2010. 273 с.
Thang V. Nguyen, Bao D. Ho, Canh Q. Le, Hung V. Nguyen. Strategic and transactional costs of corruption: Perspectives from Vietnamese firms. Crime, Law and Social Change, 2016, vol. 65, no. 4, pp. 351–374. URL: Link
Lee H., Lee K. Institutions matter differently depending on the ownership types of firms: Interacting effects on firm productivity in China. The Singapore Economic Review, 2022, vol. 67, no. 4, pp. 1185–1208. URL: Link
Megginson W.L. Privatization, state capitalism, and state ownership of business in the 21st century. Foundations and Trends in Finance, 2017, vol. 11, no. 1-2, pp. 1–153. URL: Link
Дасковский В.Б., Киселев В.Б. О стратегии экономической безопасности и социально-экономического развития // Экономист. 2018. № 3. С. 24–44.
Петраков Н.Я. Избранное. Т. 1. М., СПб.: Нестор-История, 2012. 368 с.
Atalay E., Phongthiengtham P., Sotelo S., Tannenbaum D. The evolution of work in the United States. American Economic Journal: Applied Economics, 2020, vol. 12, no. 2, pp. 1–34. URL: Link
Hanming Fang, Xincheng Qiu. "Golden ages": A tale of the labor markets in China and the United States. NBER Working Paper, 2021, no. 29523. URL: Link
Graetz G., Restrepo P., Skan O.N. Technology and the labor market. Labour Economics, 2022, vol. 76, no. 102177. URL: Link
Фирсов Д.А. Бюджетные инвестиции и их влияние на финансовые пропорции экономики России: монография. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 203 с.
Губанов С.С. Основной вызов России: переход от экспортно-сырьевой модели к неоиндустриальной // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. С. 38–45.
Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 207 с.
Экономические аспекты обеспечения транспортной безопасности: монография / под ред. В.А. Цветкова. М.: Юнити-Дана, 2023. 175 с.
Сорокина Л.О. Использование геймификации в целях повышения производительности труда для укрепления экономической безопасности предприятия // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 3. № 7. С. 266–271. URL: Link
Агамирзян А.С. Зависимость экономической безопасности в России от ценовых диспропорций в государственном заказе на строительство // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 3. № 7. C. 233–237. URL: Link zavisimost-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-rossii-ot-tsenovyh-disproportsiy-v-gosudarstvennom-zakaze-na-stroitelstvo?ysclid=ls4bwm90j3995790768
Фирсов Д.А., Жукова Я.С. Экономическая безопасность в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры: пути укрепления за счет комплексного учета угроз // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 3. № 7. С. 254–259. URL: Link