Ананьев А.Э.аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Московская область, Люберцы, Российская Федерация a.ananev@customs-academy.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Этап посттаможенного контроля имеет большое значение для государства. Цели контроля имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Возникает необходимость методического обеспечения и технологического обоснования оценки и повышения качества таможенных услуг на этапе посттаможенного контроля. Цели. Разработка комплексной методики оценки эффективности деятельности структурных подразделений и качества предоставляемых услуг как базисного элемента механизма управления. Методология. Исследование основано на системной методологии. Проведена декомпозиция механизма управления качеством таможенных услуг, в ходе анализа отдельных компонентов механизма разработана его морфологическая модель. Результаты. Разработан механизм управления качеством услуг, предоставляемых на этапе посттаможенного контроля (постконтроля), разделенный на оперативный и стратегический уровни принятия управленческих решений. Раскрыты отдельные элементы механизма управления качеством: модель процесса предоставления таможенных услуг (технологии посттаможенного контроля), инвариантная к требованиям и ценностям потребителей; комплексная методика оценки эффективности деятельности структурных подразделений и качества предоставляемых услуг. Определены основные направления деятельности подразделений постконтроля, в рамках которых происходит оценка ключевых показателей эффективности. В качестве прагматического примера разработана матрица расчета показателей эффективности для одного из основных направлений деятельности. Выводы. Дальнейшим направлением научного исследования должна стать модель потребителя таможенных услуг, определяющая экономическую сущность решения задачи развития деятельности ФТС России на этапе посттаможенного контроля.
Ключевые слова: таможенное администрирование, сервисно-ориентированная модель, посттаможенный контроль, механизм управления качеством предоставляемых услуг, комплексная методика оценки эффективности и качества
Список литературы:
Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2. URL: Link/12.pdf
Ананьев А.Э. Сервисная концепция таможенного администрирования и управления качеством услуг в процессе постаможенного контроля // Экономические науки. 2024. № 3. С. 36–49. URL: Link
Сальников К.Г., Ананьев А.Э. Интеллектуальный выбор объектов контроля // Таможня. 2023. № 2. С. 66–67. URL: Link_ news/2023/05-04/gSHhoi2q/tamognia_2_2023.pdf
Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 932–940.
Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Сфера государственных таможенных услуг как сервисная экономико-управленческая система: концептуальные идеи и проблемы исследования // Экономический анализ: теория и практика. 2024. Т. 23. Вып. 2. С. 263–283. URL: Link
Макрусев В.В., Насибуллин А.А. Развитие системы управления рисками в таможенной сфере: концептуальная и модельная трансформация // Инновационное развитие экономики. 2023. № 1. С. 94–105. URL: Link
Савин М.М., Степанов А.А., Филатов В.В. Формирование системы мониторинга качества таможенных услуг // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 17–23. URL: Link
Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 9–23. URL: Link
Бойкова М.В., Макрусев В.В. Таможенное администрирование: теория, методология, практика: монография. М.: Проспект, 2023. 440 с.