Петрова О.В.кандидат социологических наук, доцент, соискатель, Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр», Москва, Российская Федерация agor80@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1223-9045
Предмет. Создание инновационных университетов. Цели. Провести анализ внутренней среды при формировании инновационного университета и исследовать факторы сопротивления организационным изменениям. Методология. В опросе приняли участие научно-педагогические работники двух инновационных университетов: 170 чел. из Института экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и 50 чел. от экономических факультетов Нижегородского филиала Высшей школы экономики. Результаты. Проведен анализ внутренней среды и изучены организационные изменения, направленные на создание новых социальных механизмов и каналов взаимодействия с государством, индустрией и обществом. Рассмотрен фактор сопротивления организационным изменениям и возможности его уменьшения. Приведены результаты диагностики силы сопротивления в двух университетах. Рассмотрена необходимость создания системы информирования сотрудников о целях, методах и результатах изменений. Выводы. Создание инновационного университета требует проведения организационных изменений, направленных на создание новых социальных механизмов и каналов взаимодействия с государством, индустрией и обществом. Естественной реакцией на организационные изменения является сопротивление сотрудников, которое негативно влияет на результаты реформ. Поэтому при планировании организационных изменений важно учитывать фактор сопротивления и стремиться к его уменьшению. Ведущим организационным фактором (предпосылкой) возникновения сопротивления является несовершенная система организационных коммуникаций. Приоритетной задачей университетского менеджмента является создание оперативной и объективной системы информирования сотрудников о целях, методах и результатах изменений. Наиболее значимыми психологическими причинами, обусловливающими появление сопротивления, являются страх проявления негативных последствий изменений и несоответствие изменений традиционным академическим ценностям.
Ключевые слова: инновационный университет, внутренняя среда, маркетинговый анализ, организационные изменения, сопротивление изменениям
Список литературы:
Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
Барнетт Р. Осмысление университета // Alma Mater. 2008. № 6. С. 46–56.
Богдан Н.Н. Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 23–30. URL: Link
Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 66–71. URL: Link
Каррье Г. Культурные модели университета // Alma Mater. 1996. № 3. С. 15–24.
Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Высшая школа экономики, 2011. 240 с.
Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. 370 с.
Демин П.В. Корпоративная культура предпринимательского университета: потенциал измерения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 65–75. URL: Link
Dill D. The Management of Academic Culture Revisited: Integrating Universities in an Entrepreneurial Age. In: B. Stensaker, J. Välimaa, C. Sarrico (eds) Managing Reform in Universities: The Dynamics of Culture, Identity and Organizational Change (Issues in Higher Education). Palgrave Macmillan, 2012, pp. 222–237.
Инновационный университет. Проектно-ориентированное управление: стратегия, интеграция, качество: сборник статей / сост. Р.Г. Стронгин, А.О. Грудзинский. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. 218 с.
Maurer R. Applying What We’ve Learned About Change. The Journal for Quality and Participation, 2010, vol. 22, no. 2, pp. 35–38.
Андреева Т.Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 2. С. 25–48. URL: Link upravlenie-personalom-v-period-izmeneniy-v-rossiyskih-kompaniyah-metodiki-rasprostranennye-i-rezultativnye?ysclid=lzl9u3sq69491710559
Bennebroek Gravenhorst K.M., Werkman R.A., Boonstra J.J. The change capacity of organizations: General assessment and five configurations. Applied Psychology, 2003, vol. 52, iss. 1, pp. 83–105. URL: Link
Kotter J.P., Schlesinger L.A. Choosing Strategies for Change. Harvard Business Review, 1979, vol. 57, pp. 106–114. URL: Link
Ijaz S., Vitalis A. Resistance to organizational change: Putting the jigsaw together. International Review of Business Research Papers, 2011, vol. 7, no. 3, pp. 112–121.
Юрина Е.А., Гулиус Н.С. Трансформация корпоративной культуры университета: социологический и лингвистический методы анализа // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 106–121. URL: Link
Филиппов В.М. Многомерные социальные измерения университетов классического типа // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 4–7.
Мкртычян Г.А., Исаева О.М. Причины сопротивления персонала организационным изменениям: взгляд менеджеров как агентов перемен // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 22–33. URL: Link
Мкртычян Г.А., Петрова О.В. Сопротивление преподавателей изменениям: анализ причин и факторов // Университетское управление: анализ и практика. 2019. Т. 23. № 4. С. 142–150. URL: Link
Петрова О.В. Управление ценностями в исследовательском университете: кейс Института экономики и управления ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Социология. 2022. № 2. С. 428–436. URL: Link