Применение систем показателей функционирования предприятий в целях управления
Бухонова С.М.,
Дорошенко Ю.А.,
Трунова Е.В.
Трудно представить себе, что происходит внутри самой организации и ее внешней среде, и даже чем занимаются менеджеры. Установление общих, присущих всем характеристик помогает сократить, уменьшить трудности чрезвычайно сложной задачи управления большой организацией, сведя ее до масштаба, который постижим для ума и восприятия. Обобщение позволяет нам увидеть работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы.
Нельзя сказать, что использование показателей - это кардинально новый способ управления предприятием. На любых предприятиях проводится оценка затратных, качественных, количественных показателей работ, характеристик продукта. Другое дело, что такие оценки часто бывают бессистемными или не охватывают всю совокупность бизнес-процессов.
В основе формирования любой сбалансированной системы показателей (ССП), т.е. такой, которая призвана дать полную, комплексную оценку сложным явлениям, процессам и системам, в том числе имеющими экономическую природу, должно быть положено выявление существенных взаимосвязей как между отдельными показателями, так и между составляющими ССП. Состав показателей ССП, безусловно, может меняться в соответствии с ключевыми особенностями объекта диагностики, но принцип причинно-следственных зависимостей должен оставаться неизменным.
(Окончание, начало см.: Экономический анализ - 2004. - № 9)
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Экономический анализ в системах бизнес-планирования и маркетинга
Бурцев В.В.
Аналитическая информация относительно всех аспектов предполагаемого бизнес-проекта, полученная в результате комплексного экономического анализа (КЭА), является основой принятия решений в бизнес-планировании. Комплексный экономический анализ является важнейшим элементом разработки и мониторинга бизнес-плана, так как весь комплекс качественных и количественных плановых показателей является предметом КЭА.
Термин "маркетинг" происходит от английского слова "market" (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинговые исследования как система экономической деятельности - более широкое понятие. С одной стороны, это тщательное и всестороннее исследование рынка, спроса, вкусов и потребностей потенциальных покупателей, ориентация на них производства с учетом возможностей организации производить пользующийся спросом продукт. С другой - формирование информационно-методологической базы для активного воздействия на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Таким образом, в широком смысле маркетинговые исследования представляют собой вид хозяйственной деятельности, направленный на информационно-методологическое обеспечение удовлетворения нужд и потребностей покупателей посредством коммерческого обмена ценностями.
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Управление стоимостью активной части основных фондов предприятия
Шичков А.Н.
В статье изложены теоретические исследования и практические рекомендации по управлению инвестиционными процессами, направленными на совершенствование технологий, реализуемых в производственной деятельности предприятия и методов оценки, обеспечивающих метрологическое обеспечение эффективности управления инвестициями.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Формы и методы налогового стимулирования инвестиционной деятельности малого бизнеса
Агапова Т.Н.,
Фишер Н.В.
Одним из важнейших институциональных преобразований российской экономической реформы стала ориентация на развитие малого предпринимательства, основанная на позитивном опыте зарубежных стран в этой области. Однако нормативно закрепленные меры государственной поддержки не повлекли адекватной реакции со стороны рыночной среды. Финансово-экономические результаты деятельности малого бизнеса, демонстрируемые западными странами, в России так и не были достигнуты.
Представляется, что одной из причин этого является недостаточно проработанное теоретическое и практическое определение сущности малого бизнеса как специфического хозяйствующего субъекта, его места и роли в экономической системе, закономерностей его функционирования и развития.
В связи с этим для обеспечения более интенсивного стимулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне, по мнению авторов, возможно внедрение следующих мероприятий:
1. Разработать механизм предоставления налоговых льгот по инвестиционным проектам без прохождения обязательной процедуры отбора конкретного проекта для включения в областную инвестиционную программу либо упростить процедуру, сделав ее доступной для большего числа потенциальных претендентов;
2. …….
3. и т.д.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе
Соколов В.П.,
Тарханов А.В.
Изменение роли внебюджетных социальных фондов в функционировании национальной экономики России вызвано проведением реформ пенсионного и социального обеспечения граждан. Сами изменения носят далеко неоднозначный характер. В 2003 г. обнаружились новые тенденции в развитии внебюджетных социальных фондов.
Несмотря на мнение правительственных чиновников, депутатов и ряда экономистов о том, что переход к единой ставке налогообложения и ЕСН привел к значительному росту налоговых поступлений, на наш взгляд, данный вывод требует более точного обоснования. Например, значительный рост поступлений в 2002 г. был связан с ростом заработной платы в бюджетной сфере, который значительно превышал ее рост в коммерческих структурах. Рост поступлений от коммерческого сектора во многом был обусловлен ростом затрат предприятий и организаций на заработную плату в условиях экономического роста и низкого уровня безработицы, что, впрочем, соответствует как выводам экономической теории, так и практике других стран. Хотя определенные достижения по сокращению "скрытой" оплаты труда имеются.
Очевидно, что только одними фискальными мерами, точнее снижением налоговых ставок значительно снизить долю "неофициального" сектора экономики невозможно. Для этого необходима целая совокупность мер. Что касается значительного снижения средней ставки ЕСН, то его последствия могут быть весьма болезненными для удовлетворительного функционирования ВСФ. Поэтому можно выделить круг проблем, которые будут должны решать власти: 1) расширение базы формирования финансовых ресурсов; 2) значительное уменьшение непрофильных направлений расходования средств фондов; 3) в области услуг здравоохранения пересмотр в сторону уменьшения объема и всего спектра предоставления бесплатных услуг; 4) активизация деятельности спонсорских и благотворительных организаций с целью увеличения их доли в решении задач, связанных с социальной защитой и т.д.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
Бюджетирование в системе финансовой диагностики субъекта хозяйствования
Выборова Е.Н.
Бюджетирование на современном этапе развития российской экономики и науки является одним из актуальных инструментов регулирования финансовыми операциями, деятельностью фирмы. Процесс бюджетирования занял устойчивую позицию в системе управления субъекта хозяйствования.
Под бюджетированием, в широком смысле, будем понимать разновидность краткосрочного финансового планирования, предполагающего построение иерархической системы бюджетов субъекта хозяйствования.
Бюджетирование позволяет исследовать отклонения в финансовом состоянии фирмы, ее деятельности, их причины, что является основой ряда процедур финансовой диагностики.
По результатам диагностики формируется диагноз - заключение о состоянии объекта изучения, в котором определяются и рекомендации по результатам проведенного исследования, которые реализуются так же посредством процесса бюджетирования.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения фирмы
Семенов С.К.
В целях адекватного анализа финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения предприятия представляется целесообразным разработать специализированную методику экономического анализа.
Разработанная методика анализа хозяйственной деятельности структурного подразделения предприятия включает комплекс из 16 аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности, из них впервые предложено 11 параметров.
Методика апробирована. Она не только упрощает ежегодные сопоставления, но и позволяет проводить многолетний мониторинг экономического состояния структурного подразделения предприятия.
К проблеме количественных оценок в экономическом анализе финансового состояния
Горюнов Е.В.
В настоящее время в целях повышения и прогнозирования эффективности деятельности многие предприятия используют те или иные методы экономического анализа. При этом они иногда используют компьютерные аналитические программы для автоматизации расчетов, подготовки выводов для принятия управленческих решений.
Многолетний опыт анализа возможностей различных компьютерных программ, в том числе и лицензионных, позволяет сделать выводы о том, что они не дают достаточной полноты, глубины и точности анализа экономического состояния и его прогноза (диагностирования). И это обусловлено недостаточным теоретическим уровнем алгоритмов анализа, используемых в программах. А отсюда и недостатки выводов при оценке, диагностировании. Здесь слабо учитывается многосоставной характер и взаимосвязи используемых финансовых показателей. Таким образом, точность диагностирования и прогнозирования снижается из-за отсутствия необходимой количественной оценки влияния каждого из группы факторов, влияющих на результативный показатель, рейтинговую оценку финансового состояния предприятия.
В качестве критерия - рейтинговой (векторной) оценки в строгом смысле при оценке финансового состояния автор предлагает вариант модели факторного анализа.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УСЛУГ ИНТЕРНЕТА
Услуги доступа к сети Интернет - выбор стратегического направления развития деятельности традиционного оператора
Тишкова И.А.
Основной доход традиционные операторы получают за счет базовой услуги - телефонного вызова (около 70%) и только 1,5-4% - услуги передачи данных. Упомянутый сегмент доступа к сети Интернет является нерегулируемым со стороны государства, а следовательно, может развиваться согласно рыночным законам ценообразования также, как и мобильная связь. Большинство традиционных операторов связи потеряли свои конкурентные преимущества на сегменте мобильной связи, зато значительные технические возможности в сегменте передачи данным могут и должны быть использованы.
Развитие сегмента передачи данных будем рассматривать как одно из направлений изменения структуры доходов традиционных операторов в России.
Выявление возможностей и необходимости инвестиционных усилий на этом секторе телекоммуникационного рынка мы предлагаем провести по модели анализа стратегических инвестиционных решений.
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
Об основах теоретического анализа влияния государственных доходов на устойчивость коммерческих организаций
Бурделова Т.Н.
Государственные доходы оказывают существенное воздействие на финансовую устойчивость коммерческих организаций. Основным видом государственных доходов, играющим решающую роль в перераспределении ВВП, являются налоги.
Разработанная автором основа методологической базы анализа воздействия государственных доходов на устойчивость коммерческих организаций может быть использована в рамках прогнозирования государственных доходов и разработки политики государственных финансов.
АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Внутренние факторы неплатежеспособность российских промышленных предприятий
Гончаров А.И.
Платежеспособность предприятия зависит от баланса интересов, полномочий и ответственности внутренних социально-экономических групп - основных действующих лиц, заинтересованных в деятельности данного хозяйствующего субъекта.Финансовый поток находится под воздействием разнонаправленного влияния нескольких групп, составляющих функционально-управленческую конфигурацию предприятия. Ситуация дисбаланса интересов, полномочий и ответственности этих лиц (групп) может приводить к неполному и несвоевременному исполнению платежей и по внутренним требованиям, и внешним кредиторам, что ведёт к снижению платежеспособности и банкротству.
Рассмотренные в статья негативные влияния, влияющие на платежеспособность предприятий, можно дифференцировать на семь факторов, действующих из-за внутренних проблем на предприятии, которые снижают его платежеспособность: либо вследствие чрезмерного и непредвиденного изъятия части финансового потока либо препятствуя своевременному и полному получению денежной выручки.