Решиев С.С.доктор экономических наук, профессор Чеченского государственного университета, заведующий отделом экономики и права Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, г. Грозный, Российская Федерация budgetdepchech@mail.ru
Бисаев И.У.кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, заместитель министра экономического развития и торговли Чеченской Республики, г. Грозный, Российская Федерация bisaen-isa2009@yandex.ru
Даурбеков С.-Э. С.кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Российская Федерация s.daurbek@mail.ru
Предмет. Предметом исследования является консолидированный бюджет Чеченской Республики. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Большое значение имеют показатели консолидированного бюджета республики при разработке прогнозов экономического и социального развития. Показатели консолидированного бюджета региона также используются при расчетах различных видов бюджетных расходов и для сравнения с аналогичными показателями других территорий. Эти факторы делают актуальным исследование особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ за длительный период. Цели. Выявление особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 16 лет. Задачи. Развернутый анализ характера формирования и исполнения бюджета региона в 2000-2015 гг. в структурном разрезе. Методология. В работе для определения основных тенденций и закономерностей в бюджетном развитии Чеченской Республики проведен структурный анализ исполнения консолидированного бюджета за исследуемый период с использованием различных статистических методов. На основе проведенного анализа дана оценка эффективности деятельности фискальных органов региона. Результаты. Исследование показало, что консолидированный бюджет республики до сих пор остается чрезмерно зависимым от безвозмездных перечислений из федерального бюджета и крайне уязвимым от конъюнктуры федеральной бюджетной политики. Выводы. Обоснован вывод о том, что для наращивания собственных доходов в доходной части консолидированного бюджета региона и полноценной интеграции Чеченской Республики в единое социально-экономическое пространство страны и мирохозяйственные процессы проводникам экономической политики в регионе необходимо решить ряд конкретных задач.
Котилко В.В., Грицюк Т.В. Бюджетный федерализм и баланс интересов: сущность и принципы функционирования // Государственный советник. 2014. № 4. С. 25–30.
Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. 3-е изд. М.: КомКнига, 2005. С. 214–224.
Магомадов Э.М. Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа? // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 124–130.
Магомадов Э.М. Проблемы российских регионов в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 135–138.
Мохова E.B. Европа регионов: сущность феномена Западная Европа // Европа: вчера, сегодня, завтра. 2002. С. 400.
Мусаев Р., Уклеин И. Особенности российской монетарной политики в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Института экономики РАН. 2013. № 3. С. 60–70.
Мусаев Р.А. Региональные аспекты государственного регулирования банковской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 6. С. 23.
Орешин В.П. Инвестиционная привлекательность российских регионов // Экономика мегаполисов и регионов. 2012. № 3. С. 16.
Орешин В.П. Саморазвитие региона как основа демократизации общественных отношений // Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 58–59.
Пчелинцев О.С. Регионы России: Современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию. М.: Проблемы прогнозирования, 2001. № 1. С. 102–115.
Решиев С.С. Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в период 2000–2013 гг. // Финансы и кредит. 2013. № 39. С. 2–10.
Решиев С.С., Даурбеков С-Э.С. Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 2010–2012 гг. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 37. С. 2–13.
Салгириев А.Р. Механизмы формирования политических элит в Чеченской Республике // Глобальный научный потенциал. 2012. № 17. С. 82–85.
Таймасханов Х.С. Оценка региональных особенностей устойчивого развития депрессивного региона // Экономические науки. 2013. № 102. С. 43–47.
Юсупов М.М. Специфика управления регионом в постконфликтной ситуации // Социум и власть. 2012. № 5. С. 71–75.
Regional economic performance within the European Union. Ed. by Button K., Pentecost E. Cheltenham; Northampton: Elgar, 1999. IX. P. 26–45.
Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999. P. 65–86.