+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Дайджест-Финансы»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Google Scholar

Электронные версии в PDF

East View Information Services
eLIBRARY.RU
Biblioclub


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Риск-ориентированный подход к оценке бюджетной безопасности Российской Федерации

т. 22, вып. 1, март 2017

Получена: 19.10.2016

Получена в доработанном виде: 05.12.2016

Одобрена: 16.01.2017

Доступна онлайн: 15.03.2017

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Страницы: 77-93

https://doi.org/10.24891/df.22.1.77

Яшина Н.И. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 
sitnicof@mail.ru

Прончатова-Рубцова Н.Н. ассистент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 
pronat89@mail.ru

Каленова Ю.С. студентка магистратуры кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 
inkomnia@yandex.ru

Предмет. Проблема бюджетной безопасности страны играет доминирующую роль в устойчивом и стабильном развитии государства, поэтому ее обеспечение становится одним из приоритетов государственной финансовой политики. Показатели состояния бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими индикаторами, характеризуя способность обеспечивать государство финансовыми ресурсами для выполнения его внутренних и внешних функций в условиях неопределенности и риска.
Цели. Комплексное авторское исследование проблемы бюджетной безопасности на основании риск-ориентированного подхода. Своевременное выявление бюджетных рисков и обеспечение эффективного управления ими для повышения качества управления государственными финансами. Выработка приоритетных направлений работы по защите всей финансовой системы страны в целом и бюджетной в частности от деструктивных факторов.
Методология. Исследование проведено на основе общенаучных методов сравнения, анализа, синтеза, дедукции, графической и табличной визуализации данных, обеспечивших обоснованность оценок и выводов. Использован статистический метод оценки бюджетных рисков (абсолютная мера риска – среднеквадратическое отклонение, относительная – коэффициент вариации) с последующей качественной интерпретацией полученных результатов.
Результаты. Определена сущность бюджетной безопасности. Оценены риски исполнения федерального бюджета за период 2012–2014 гг. как ежегодно по совокупным доходам, так и постатейно за период. Проведена классификация исполнения доходов бюджета по степени риска. Выявлены доходы, первоочередной контроль над исполнением которых и адресная политика по управлению их рисками будут наиболее эффективны.
Выводы. Сделан вывод, что приоритетными направлениями работы для повышения бюджетной безопасности с учетом риск-ориентированного подхода могут стать планирование и прогнозирование бюджетных доходов, обеспечение межведомственного взаимодействия, совершенствование нормативно-правовой базы. Внедрение их в практику бюджетного процесса позволит стать бюджетной политике фактором экономического роста.

Ключевые слова: бюджетная безопасность, бюджетный риск, управление рисками, стандартное отклонение, коэффициент вариации

Список литературы:

  1. Фомин А.М. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 24. С. 118–133.
  2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4–13.
  3. Илларионов А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35–58.
  4. Дронов Р.В. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. № 2. С. 43–54.
  5. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. URL: Link.
  6. Павловский Ю.Н. Проблема декомпозиции в математическом моделировании // Математическое моделирование. 1991. Т. 3. № 6. С. 93–122.
  7. Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. № 3. С. 94–108.
  8. Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3. С. 52–61.
  9. Айвазов А.А. Бюджетные риски и их влияние на финансовую устойчивость региона // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 325–327.
  10. Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Управление бюджетными рисками: миф или реальность? // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 3-2. С. 119–125.
  11. Гамукин В.В. Бюджетные риски: среда, система, случай: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. 328 с.
  12. Гамукин В.В. Бюджетный риск ошибки // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 1(1). С. 138–147.
  13. Голикова Т.А. Антикризисный аудит: в период экономической стагнации власти делают ставку на жесткий контроль за использованием бюджетных средств // Финансовая безопасность. 2015. № 8. C. 6–11. URL: Link.
  14. Галухин А.В. К вопросу о бюджетных рисках региона // Проблемы развития территории. 2014. № 2(70). С. 105–114.
  15. Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов РФ: современный взгляд и перспективы развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55–62.
  16. Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Определение бюджетных рисков Нижегородской области на основе исполнения доходной и расходной части бюджета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4(36). С. 16–24.
  17. Яшина Н.И., Емельянова О.В., Прончатова-Рубцова Н.Н. Оценка финансового состояния субъектов РФ для определения перспектив развития инновационной деятельности в регионах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 272–276.
  18. Афанасьева Л.В. Теоретические вопросы формирования бюджетно-налоговой безопасности // Проблемы современной экономики. 2015. № 1(53). С. 76–79.
  19. Ткачева Т.Ю. Современные тенденции формирования бюджетно-налоговой безопасности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 2(47). С. 55–61.
  20. Власенко Е.О. Оценка финансово-бюджетной безопасности региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 3(149). С. 155–158.
  21. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В. Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности регионов // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 624–628.
  22. Бобошко Н.М. Налогово-бюджетная безопасность в системе экономической безопасности страны // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2(19). С. 74–78.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 29, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала