Задорожная А.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и управления на транспорте, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МГУПС), Москва, Российская Федерация anna_zador@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Работа посвящена сделкам бай-бэк, как одному из инструментов финансовой политики компании. Как показывает практика, процедуры обратного выкупа акций российскими компаниями начали применяться относительно недавно (с 2006 г.). Изучение российской практики реализации программ обратного выкупа позволяет расширить традиционное представления о мотивах сделок бай-бэк и отследить реакции рынка и изменения, происходящие в финансовой политике компании, после объявлении о совершении данных сделок. Цели. Исследование эффективности программ обратного выкупа в целях повышения капитализации компании. В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что объявление компанией о реализации программы обратного выкупа собственных акций положительно влияет на изменение котировок. Тестирование гипотезы проводилось в периоды кризиса и относительно стабильной ситуации на фондовом рынке. Методология. Исследование влияния объявления компании о сделке бай-бэк на изменение котировок акций проведено на основе выборки из 30 российских компаний, реализовавших программы обратного выкупа с 2006 по 2016 г. В качестве метода выбран событийный анализ. Оценка кумулятивной сверхдоходности проведена для событийных окон длительностью 31 день, 21 день и 5 дней. Выводы. Результаты исследования подтверждают эффективность программ обратного выкупа в целях повышения капитализации компании. Вместе с тем этот мотив не должен быть основным в период кризиса, поскольку использование такого инструмента в качестве защитного механизма поддержки рыночных котировок дает лишь кратковременный эффект, впоследствии усугубляя падение. Применение. В периоды кризиса целесообразнее руководствоваться мотивами выкупа собственных акций в целях формирования опционных программ сотрудников, а также для получения дополнительного дохода при последующей продаже недооцененных на текущий момент акций компании на фазе подъема рынка.
Ключевые слова: обратный выкуп, акции, сверхдоходность, событийный анализ
Список литературы:
Fischer E.O., Heinkel R., Zechner J. Dynamic Capital Structure Choice: Theory and Tests. Journal of Finance, 1989, vol. 44, iss. 1, pp. 19–40.
Welch I. Capital Structure and Stock Returns. The Journal of Political Economy, 2004, vol. 112, pp. 106–131.
Задорожная А.Н. Теоретические и практические аспекты формирования оптимальной структуры капитала компании. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2015. 176 с.
Кокорева М.С., Юлова С.М. Влияние внутренних и институциональных факторов на скорость приспособления к целевой структуре капитала на развитых и развивающихся рынках // Корпоративные финансы. 2013. № 4. С. 4–18. URL: Link
Damodaran A. Applied Corporate Finance. 3rd Edition. Willey, 2010, 752 p.
Ерофеев А.Г. Корпоративное управление: защита прав миноритарных акционеров во время реорганизации акционерных обществ // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 7. С. 23–26.
Солопченко А.В. Обратный выкуп акций российскими акционерными обществами как инструмент управления стоимостью компаний: законодательный аспект // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 316–319.
Железнова И.В. Мотивы обратного выкупа акций российскими компаниями // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 4. С. 195–204.
Григорьева С.А., Гринченко А.Ю. Влияние сделок слияний и поглощений в финансовом секторе на стоимость компаний-покупателей на развивающихся рынках капитала // Корпоративные финансы. 2013. № 4. С. 53–71. URL: Link
Григорьева С.А., Фоменко Н.В. Детерминанты метода платежа в сделках слияний и поглощений на развивающихся рынках капитала // Корпоративные финансы. 2012. № 4. С. 65-79. URL: Link
Badrinath S.G., Varaiya N.P., Ferling R.L. To Buy or Not to Buy? Financial Executive, 2000, May.
Stonham P. A Game Plan for Share Repurchases. European Management Journal, 2002, vol. 20, no. 1, pp. 37–44.
Назыров И.Р. Создание стоимости в сделках по выкупу компании с высокой долговой нагрузкой в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 2. С. 111–117.
Сибова Н.М. Практика обратного выкупа // Управление экономическими системами. 2013. № 4. URL: Link
Кинякин А. Buy-back российских компаний: причины и следствия // Рынок ценных бумаг. 2012. № 4. C. 71–74.
Кондрашова Е. О, этот модный buyback! // Рынок ценных бумаг. 2011. № 12. C. 11–13.
Кирова И.В., Бахуташвили Г.Д. Операции российских компаний с собственными ценными бумагами на примере банка ВТБ // Вестник МАДИ. 2016. № 1. С. 57–62.
Тураев Х.Р. Влияние информации о выплате дивидендов на инвестиционную привлекательность и потенциальных инвесторов // Российское предпринимательство. 2016. № 13. С. 1505–1528.
Яворский В.М., Яворская А.В. Метод событийного анализа на примере данных по кросс-листингу российских компаний // Вести высших учебных заведений Черноземья. 2015. № 1. С. 95–105.
Кузьмичев К.Е. Исследование обратного выкупа акций российскими компаниями // Вопросы новой экономики. 2012. № 4. С. 20–24.