Дадалко В.А.доктор экономических наук, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация antikrizis1@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4287-0228
Соловкина Е.Д.студентка магистратуры кафедры анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация solovkina.ekaterina@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6135-7667
Предмет. Работа посвящена анализу основных рисков и угроз в сфере образования. В статье научно подтверждается, что сфера высшего образования является одним из основных элементов в обеспечении экономической безопасности государства, так как основной целью высших учебных заведений является подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов для востребованных на рынке труда секторов производства. Цели. Выявление основных групп рисков в сфере образовательной деятельности высших учебных заведений для дальнейшей разработки конкретных методов по минимизации рисков и проведения исследований на предмет разработки и внедрения системы управления рисками в высших учебных заведениях. Основные задачи заключаются в анализе существующих проблем в процессе образования, исследовании основных подходов к классификации рисков в образовательной сфере и идентификации основных факторов риска, выявлении критических рисков при осуществлении образовательной деятельности высшими учебными заведениями. Методология. При проведении исследования использовались методы наблюдения и сбора фактов, исторический и логический, анализа, синтеза и другие. Результаты. Рассмотрены основные подходы к классификации рисков в сфере образования, проанализированы факторы риска и идентифицированы критические риски в образовательной деятельности высших учебных заведений. Выводы. В ходе исследования была составлена карта рисков в зависимости от степени негативных последствий и степени вероятности реализации риска, рассчитанных экспертным путем. С помощью данной карты рисков выявлены пять наиболее критических групп рисков: риск быстрого устаревания транслируемого знания, риск сокращения бюджетного финансирования, риск отсутствия высококвалифицированных преподавателей, риск несоответствия образовательных программ потребностям рынка труда и риск неконкурентоспособности вузов на глобальном рынке.
Ключевые слова: управленческий учет, бюджетирование, принципы моделирования данных, автоматизация бюджетирования
Список литературы:
Аксенов К.А., Клебанов Б.И., Гончарова Н.В. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 54–57.
Щеглов П.Е.,Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46–59.
Дадалко В.А., Песков В.В. Обеспечение экономической безопасности социально-экономических систем: инновационное развитие и инвестиционная деятельность. Минск: ИВЦ Минфина, 2010.
Копров В.М. Сравнительный анализ оценки эффективности результатов деятельности научно-педагогического состава высших учебных заведений // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 4. URL: Link
Шипилова Н.А. Законодательная база контроля качества образования // Вестник ВГУИТ. 2015. № 3. С. 263–267. URL: Link