Цветкова Л.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры управления рисками и страхования, Московский государственный институт (университет) международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Российская Федерация l.tsvetkova@inno.mgimo.ru https://orcid.org/0000-0003-1232-956X SPIN-код: 9468-5942
Предмет. Уменьшение количества присутствующих на рынке страховых компаний, незначительная доля страховых премий в ВВП, а также низкая плотность страхования делают необходимым осмысление проблемы внедрения инновационных подходов во все сферы деятельности страховщиков. Предметом исследования является анализ инновационных инициатив на страховом рынке. Цели. Одной из наиболее применимых концепций инновационного процесса является концепция реализации новшества как инновации в процессе рыночного обмена, когда потребитель готов приобретать его за цену, обеспечивающую дополнительную ренту продавцу. С этих позиций проводится анализ эффективности внедрения в бизнес-процессы страховых компаний новшеств, связанных с инициативами регулятора рынка. Методология. При анализе эффективности внедряемых новшеств для развития страхового рынка применяются положения теории стейкхолдеров (теории заинтересованных сторон), исходя из которой управление компанией эффективно, если обеспечивает интересы заинтересованных сторон, участвующих в ресурсном обмене. Инновации обеспечивают эффективность этого обмена для реализующей компании, если повышают уровень удовлетворенности сторон. В противном случае инновационный проект не может считаться реализованным. Для обоснования авторских позиций использованы методы статистического и графического анализа. Результаты. Сформулированы специальные показатели оценки эффективности расходов на проекты по внедряемым на страховом рынке новшествам, анализ которых позволяет сделать вывод о приобретении этими новшествами статуса инноваций. Показатели могут быть использованы для планирования и контроля рентабельности внедряемых инновационных проектов. Выводы. Исследование позволяет сделать вывод о неэффективности новшеств, внедряемых по инициативе Банка России, для развития страхового рынка. Для такого слабо развитого страхового рынка, как российский, характерна высокая чувствительность всех заинтересованных лиц к уровню отдачи на производимые за их счет затраты для внедрения новшеств. Если такой отдачи нет, то и без того низкая привлекательность страхования на рынке инвестиций, рынке персонала и главное – на страховом рынке создает основу для все большей монополизации.
Саркисов С.Э. Инновационная модель развития страховых организаций // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 116–122. URL: Link
Grace M.F., Ping J. Driverless Technologies and Their Effects on Insurers and the State: An Initial Assessment. Risk Management and Insurance Review, 2018, vol. 21, iss. 3, pp. 413–433. URL: Link
Саввина Н.Е. Инновации в российском страховании: мода или необходимость? // Вестник Финансового университета. 2014. № 3. С. 74–83. URL: Link
Rothwell R. Towards the Fifth-Generation Innovation Process. International Marketing Review, 1994, vol. 11, iss. 1. рp. 7–31. URL: Link
Naylor M. Insurance Transformed. Palgrave Macmillan, Cham, 2017. URL: Link
Kijek T. Market Valuation of Innovation Capital. International Journal of Innovation and Learning, 2014, vol. 15, no. 4, pp. 411–421. URL: Link
Heikkinen T., Belt P., Mottonen M. et al. Managing Radical Innovations in Established Companies. International Journal of Management Practice, 2018, vol. 11, no. 4, рр. 422–447. URL: Link
Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge University Press, 2010. URL: Link
Agénor P.-R., Neanidis K.C. Innovation, Public Capital, and Growth. Journal of Macroeconomics, 2010, vol. 44, pp. 252–275. URL: Link
Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 2. С. 38–49. URL: Link
Гурков И.Б. Условия устойчивого развития коммерческой фирмы // Экономическая наука современной России. 2011. № 3. С. 100–113. URL: Link
Garvare R., Johansson P. Management for Sustainability – A Stakeholder Theory. Total Quality Management & Business Excellence, 2010, vol. 21, iss. 7, pp. 737–744. URL: Link
García-Quevedo J., Segarra-Blasco A., Teruel M. Financial Constraints and the Failure of Innovation Projects. Technological Forecasting and Social Change, 2018, vol. 127, pp. 127–140. URL: Link
Boni-Saenz A.A. Public-Private Partnerships and Insurance Regulation. Harvard Law Review, 2008, vol. 121, iss. 5, pp. 1367–1386. URL: Link
Жилкин О.Н., Манцуров О.Н. Интеграция телематических инструментов в деятельность компаний. Проект «Умное страхование» // Вестник университета. 2016. № 7-8. С. 202–207. URL: Link
Jian Xu, Binghan Wang. Intellectual Capital, Financial Performance and Companies' Sustainable Growth: Evidence from the Korean Manufacturing Industry. Sustainability, 2018, vol. 10, iss. 12, pp. 46–51. URL: Link
O'Connor G., Shaikh I. Motivating Radical Innovation: An Agency Theory Exploration. Academy of Management Proceedings, 2018, vol. 2018, iss. 1. URL: Link
Белобоков А.Я., Лихтциндер Б.Я. Концептуальная модель разрешения корпоративного конфликта интересов акционеров и менеджмента: преобразование корпорации в партнерство на отношениях аренды // Онтология проектирования. 2013. № 1. С. 86–98. URL: Link
Цветкова Л.И., Артамонова Е.И. Роль информационных технологий в инновационном развитии страховой отрасли // Страховое дело. 2010. № 9. С. 21–31.
Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower. N.Y., Harper Business, 1997.
Малкова Е.М., Коновалова E.B. Развитие инновационного подхода к управлению бизнес-процессами на отечественных предприятиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. С. 288–297. URL: Link
Балаян Г.Г. Целевые ресурсы инновационных проектов // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). 2015. Т. 6. № 4-2. С. 294–302. URL: Link
Ernst von Weizsäcker, Lovins A.B., Lovins L.H. Factor Four: Doubling Wealth – Halving Resource Use: The New Report to the Club of Rome. London, Earthscan Publications Ltd., 2001.
Тургаева А.А. Инвестиционный потенциал страховых компаний и оценка их конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 2. С. 89–109. URL: Link
Цветкова Л.И. Роль коммуникаций в обеспечении капитализации страховщика // Страховое дело. 2018. № 3. C. 3–9.