+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Дайджест-Финансы»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Google Scholar

Электронные версии в PDF

East View Information Services
eLIBRARY.RU
Biblioclub


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Высшее образование в России: цифры и факты

т. 28, вып. 4, декабрь 2023

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 31.08.2023

Получена в доработанном виде: 10.09.2023

Одобрена: 11.09.2023

Доступна онлайн: 28.12.2023

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА

Коды JEL: H52

Страницы: 404–419

https://doi.org/10.24891/df.28.4.404

Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация 
Gilcova_Julya@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1747-0389
SPIN-код: 3385-1978

Предмет. Человеческий капитал является самым ценным ресурсом для всякого современного государства. Вопрос о человеческом капитале напрямую связан с кадровым суверенитетом, с инновационным развитием России и обеспечением национальной безопасности. Уровень образования (в том числе доступность профессионального образования для взрослого населения) является важнейшим индикатором оценки качества человеческого капитала страны согласно методике ООН.
Цели. Выявить тенденции развития национального института высшего образования через изучение языка цифр: данных официальной статистики и исследований ведущих вузов страны, динамики государственных расходов на образование, паспорта национального проекта «Образование», а также смежных с ним национальных проектов и государственных программ.
Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и прогнозирования.
Результаты. На основе изучения динамики макроэкономических показателей, формирующих социально-демографический портрет современной России, установлен тренд на снижение интереса к высшему образованию в силу ряда объективных причин экономического характера, которые определяют выбор молодежи в пользу среднего специального. Сегодня Россия продолжает занимать высокое место в мировых рейтингах, характеризующих уровень образования населения, и в том числе высшего, однако для удержания высоких позиций требуется пересмотр финансовой политики в сфере образования.
Область применения. Представленные в работе цифры, факты, мнения и выводы могут быть использованы в научно-практической деятельности специалистов в области государственных финансов и демографии, а также в образовательном процессе высшей школы.
Выводы. В свете тенденции увеличения государственных расходов анализ динамики финансовых показателей позволил получить вывод об общей социальной направленности национальных проектов и программ, несмотря на сложнейшие условия формирования федерального бюджета России в настоящее время. Но сложной первоочередной проблемой является резкое увеличение бюджетного обеспечения количества и качества высшего образования в России в ситуации необходимости его модернизации и удержания высокого уровня индекса развития человеческого потенциала.

Ключевые слова: реформа высшего образования, уровень образования населения, госрасходы, нацпроект «Образование», цифры, динамика, тренды

Список литературы:

  1. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Lex Russica. 2018. № 1. С. 144–156. URL: Link
  2. Аветисян И.А. Проблемы повышения качества высшего профессионального образования в современной России: история и пути их решения // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9. № 2. С. 1–5. URL: Link
  3. Вякина И.В., Мартынов Д.В. Профессионально-компетентностный подход как основа модернизации высшего и дополнительного образования в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. Вып. 8. С. 1404–1428. URL: Link
  4. Ивашкевич А.Н. Вопросы модернизации высшего образования в современных социально-экономических условиях России // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 12. С. 61–63. URL: Link
  5. Могильчак Е.Л. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2009. № 1/2 (64). С. 210–218. URL: Link
  6. Жильцова Ю.В. Специальные знания эксперта-экономиста в сфере бюджетной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. Вып. 2. С. 285–300. URL: Link
  7. Балацкий Е.В. Зарплатный тупик. Куда заведет «дорожная карта»? // Инновации. Наука. Образование. 2017. № 1(23). C. 8–11.
  8. Парамонова В.А., Агейкина А.А., Грицаева М.Г. История становления платного образования в современной России // Актуальные проблемы науки и образования: сборник научных статей. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Балашов: Николаев, 2015. URL: Link
  9. Маврин С.А., Суслов Д.В., Ярославцева Н.В. Динамика тенденций высшего образования в России и становление его современной парадигмы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1(74). С. 97–99.
  10. Шевченко Д.А. История становления и развития рынка высшего профессионального образования в России // Практический маркетинг. 2013. № 6. С. 3–14. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 29, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала