Бухвальд Е.М.доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором, Институт экономики РАН ;
В статье рассматриваются малоисследованные вопросы экономического механизма федеративных отношений, связанные с региональными аспектами функционирования банковско-кредитной системы России. Абсолютно преобладающее значение полномочий федерального центра по всем сторонам деятельности банковской системы, ее регулирования и контроля привело к тому, что эта сфера экономических отношений фактически осталась выключенной из традиционных систем согласования интересов федерального центра и субъектов Федерации, что является необходимым составляющим государственного управления в странах с федеративным устройством. Однако такая практика «сверхцентрализации» не только противоречит опыту иных федеративных государств, но и наносит урон регионам России с точки зрения наличия у них достаточных инструментов и ресурсов позитивного воздействия на ход их социально-экономического развития. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточно активным воздействием банковско-кредитной системы на экономическое развитие страны, причины резкой дифференциации между регионами по количественным и качественным показателям банковского обслуживания. В статье обосновывается позиция, согласно которой практике строго государственного регулирования и контроля банковской системы отнюдь не противоречит расширение заинтересованного участия субъектов Федерации и крупных муниципальных образований в деятельности институтов банковской системы - как в виде создания особых региональных и муниципальных банков, так и в форме их стимулирующего воздействия на локальные институты банковской системы с целью расширить их участие в финансирования долговременного развития региональной экономики. В статье предлагается форма соглашений между региональными администрациями и отдельными банковскими институтами (как региональными банками, так и филиалами инорегиональных банков). На основе таких соглашений можно было реализовать такие регулятивно-поощрительные меры в отношении банковско-кредитных организаций, как предоставление налоговых льгот в пределах налоговых полномочий органов регионального и муниципального управления; предоставление льгот при аренде помещений и земельных участков, находящихся в региональной или муниципальной собственности; размещение временно свободных бюджетных средств региональных (местных) администраций; предоставление от лица органов регионального (местного) управления дополнительных гарантий сохранности вложенных средств вкладчикам данного круга кредитных организаций (банков) и пр.