Курнышева И.Р.доктор экономических наук, заведующая сектором Института экономики РАН ;
Процессы глобализации, активизировавшиеся на рубеже веков, требуют формирования соответствующего уровня конкурентоспособной национальной экономики. В связи с этим в последнее время заметно усиливается внимание не только к межстрановому аспекту конкурентоспособности, но и конкуренции внутри страны. В последнее время в России появилось такое отношение к конкуренции, что она может вывести страну на международные рынки в качестве равноправного партнера. Целеполагающей установкой при этом является предположение, что конкурентоспособность национальной экономики РФ на мировом рынке, определяемая уровнем развития конкуренции, в обозримой перспективе не только необходима, но и возможна. Конкурентоспособность российской экономики, как основа экономического роста, повышения благосостояния и качества жизни населения - стратегическая цель, поставленная Правительством РФ. В правительственных материалах сформулированы системные конкурентные преимущества и недостатки, на которые может опираться экономика России для формирования системы целей министерств, агентств и служб, позволяющих успешно интегрироваться в мировую экономику, и анализе системных конкурентных недостатков, чтобы избежать постановки недостижимых целей и бесполезной затраты финансовых, материальных, управленческих и иных ресурсов. Однако из них можно заключить, что: во-первых, правительство при разработке перспективных материалов опирается в основном именно на наследуемые преимущества, основанные на ее географических и исторических особенностях наличии биологических и сырьевых ресурсов и, во-вторых, мы пока не приступали к созданию конкурентных преимуществ. Правительство страны многократно в программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует программу действий, усиливает законодательно-правовую, а, в некоторых случаях, и налоговую поддержку этого направления. Но весомых результатов пока нет. Основные причины этому, по нашему мнению: отсутствие системы спроса, потребностей и сквозной мотивации в новациях, доминирующая ориентация производителей промышленной продукции на решение текущих, а не долгосрочных стратегических задач; слабая доказательная база и достоверность расчета финансовой окупаемости инновационных проектов; неопределенность взаимодействия с налогово-бюджетной системой, как в части налоговых поступлений, так и налогового регулирования инновационного развития, и др. Подробнее о других проблемах конкурентоспособности российской экономики читайте в этой статье.