Моисеев С.Р.кандидат экономических наук, директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии ;
В первой части статьи автор рассматривает происхождение инфляционного таргетирования (ИТ), какая из стран стала пионером в области таргетирования и как неуклонно росла популярность ИТ не только среди развитых, но и среди развивающихся стран. В настоящее время ИТ принято на вооружение центральными банками ведущих стран мира. На 2008 г. этот режим применяют 26 страны, и лишь 7 из них являются развитыми. Около 80% из них придерживаются независимого плавания национальной валюты. Еще несколько слабо- развитых стран, таких как Гана, официально заявили о введении ИТ, однако де-факто придерживаются другого таргетирования. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины скорее всего перейдут в ближайшее время к ИТ. Среди них присутствует и Россия. Что же представляет собой ИТ? Согласно определению, которое дают Гленн Рудебуш и Карл Уолш, ИТ - это модель для принятия центральным банком решений, на основании которой он берет на себя четкие обязательства по проведению денежно-кредитной политики в границах публично объявленного инфляционного целевого показателя на протяжении определенного временного промежутка. По мнению автора, оно означает применение операционного инструментария центрального банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность. На практике ИТ имеет две основные характеристики, которые отличают его от других режимов денежно-кредитной политики. Во-первых, центральный банк получает мандат на достижение ценовой стабильности, и он обязан ему следовать, а во-вторых, промежуточной целью денежно-кредитной политики служит прогноз инфляции на некоторый период времени. По этой причине ИТ иногда называют «таргетированием прогноза инфляции». В статье приводится описание модели ИТ в открытой экономике. Основываясь на простой аналитической модели, денежные власти придерживаются определенного поведения. Процентная ставка устанавливается таким образом, чтобы ожидаемое отклонение инфляции от целевого ориентира и ожидаемое отклонение ВВП от своего потенциального значения были как можно меньше. Тем самым, в соответствии с целевой функцией минимизируются потери общества. Поскольку изменения процентной ставки влияют на инфляцию с определенным лагом, центральный банк должен рассчитывать прогноз инфляции. Он корректирует процентную ставку так, чтобы прогнозируемая инфляция как можно ближе находилась к целевому уровню. То же самое касается и ВВП.