Целищева Е.Ф.старший преподаватель кафедры экономики и управления, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург Elena.tselishcheva@uapa.ru
Целями исследования являются анализ сложившейся системы оплаты труда педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры г. Екатеринбурга, выявление недостатков, разработка рекомендаций по совершенствованию системы оплаты труда на основе применения эффективного контракта. Исследование базируется на методах экономико-статистического анализа (средних и относительных величин показателя заработной платы работников учреждений дополнительного образования в сфере культуры) и моделирования (показателей средней заработной платы до и после распределения стимулирующих выплат на основе эффективного контракта). На основе изучения сложившейся системы оплаты труда и выявления ее недостатков предложено рассматривать эффективный контракт как один из способов повышения уровня оплаты труда педагогических работников, повышения их заинтересованности в достижении наивысших показателей индивидуальной эффективности, создания условий для улучшения показателей учреждений в целом. Особое внимание уделено выявлению вероятных проблем и негативных последствий введения эффективного контракта с педагогами (невозможность достижения педагогом установленных индивидуальных показателей эффективности, низкая степень отражения усилий педагогов в показателях эффективности, увеличение объема бумажной работы по мониторингу, риск снижения уровня заработной платы отдельных категорий работников, отток кадров из отрасли (молодые педагоги, совместители), увеличение уровня дифференциации заработной платы). Предложена и апробирована модель распределения стимулирующих выплат педагогам образовательных учреждений культуры. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения предложенной модели эффективного контракта в других образовательных учреждениях. Обоснована необходимость постепенного перехода на эффективный контракт, составления индивидуального плана улучшения индивидуальных показателей эффективности работы педагогов, а также рассмотрения вопроса о применении разных типов эффективного контракта по отношению к разным категориям работников.
Бердашкевич А.П. Каким должен быть эффективный контракт для учителя? // Народное образование. 2012. № 7. С. 40–43.
Боровская М.А., Масыч М.А., Бечвая М.Р. Анализ систем оплаты труда преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 3–8.
Боровская М.А., Масыч М.А., Шевченко И.К. Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 13–20.
Васильева М.В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 13. С. 24–34.
Габсатарова И.Д. Анализ тенденций развития автономных учреждений в социально-культурной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 13. С. 23–29.
Горлова О.С. Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 5. С. 21–31.
Гриценко В.В. Административно-правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере: мифы и реальность // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 68–71.
Егоров В.В. Система оплаты труда работникам образовательных учреждений // Учет в сфере образования. 2013. № 9. С. 42–44.
Жилина Е.А., Качанова Е.А. Опыт реализации реформы бюджетного сектора на территории Уральского федерального округа // Вопросы управления. 2013. № 4. С.128–132.
Итоги федерального статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы. URL: Link.
Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущука, И. Пачеко. М.: НИУ-ВШЭ, 2012. 439 с.
Ковалева Г.А., Пешина Э.В. Реформирование системы финансирования государственного и муниципального секторов экономики: монография. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 300 с.
Кочкина А.А. Особенности почасовой оплаты труда педагогов // Учет в сфере образования. 2013. № 6. С. 46–48.
Ткачева М.И. Реализация процедуры оценки качества деятельности педагогических работников образовательных организаций в рамках внедрения механизма эффективного контракта. URL: Link.
Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики и мониторинга экономики образования) // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209–232.
Целищева Е.Ф. Анализ эффективности бюджетных расходов муниципальных учреждений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 14. С. 40–50.
Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 320 c.
Шайбакова Л.Ф., Алексеева Н.Г., Тельминова Л.Б., Тельминов А.А. Готовность педагогических работников образовательных учреждений к заключению эффективного контракта. URL: Link.
Эффективный контракт в образовании. По данным статистики и мониторинга экономики и образования // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 141–151.