Клочков В.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук, Москва vlad_klochkov@mail.ru
Долгосрочная тенденция повышения цен на нефть, а также неизбежное сокращение нефтяных запасов в природе ставят мировую гражданскую авиацию (а вместе с ней - авиационную промышленность и топливно-энергетический комплекс) перед необходимостью поиска альтернативных видов топлива, способных конкурировать с традиционными видами горючего. Статья посвящена проблеме прогнозирования экономических перспектив освоения новых видов авиатоплива. Рассматривается несколько "кандидатов" на роль альтернативных видов топлива, дается краткое сравнение свойств каждого из них. Представлена структура экономико-математической модели равновесия в системе связанных рынков авиатоплива, воздушных судов и авиаперевозок при наличии единственного вида топлива. Основное внимание уделяется построению модели стационарного равновесия на двухсекторном рынке - традиционного и альтернативного авиатоплива. Доказано, что подобное равновесие существует при некоторых допущениях относительно спецификации зависимостей, входящих в модели. Практически важен вопрос, какое место займет традиционное авиатопливо и будет ли оно полностью вытеснено альтернативными видами. Для ответа на этот и другие вопросы авторы проводят сценарно-параметрический анализ. Рассмотрен пример альтернативного топлива с заданными обобщенными технико-экономическими параметрами (в частности, с заданным удельным расходом на пассажиро-километр, а также параметрами функции предложения). Модель позволяет вычислить и наглядно показать равновесные объемы производства авиатоплива двух видов, а также параметры равновесия на рынках авиаперевозок. В долгосрочной перспективе актуален вопрос о направлениях адаптации новых типов гражданских судов к альтернативному топливу, позволяющей эффективнее использовать его возможности. В процессе параметрических расчетов рассмотрено (на уровне обобщенных технико-экономических характеристик, включая удельный расход топлива и уровень прочих эксплуатационных расходов) несколько альтернативных проектов воздушных судов на новом виде топлива и продемонстрирован метод сравнения их эффективности.
Белова С. Финский самолет пролетел более восьми часов на фритюрном масле. URL: Link.
Даффи П., Кандалов А.И. А.Н. Туполев – человек и его самолеты. М.: Московский рабочий, 1999. 264 с.
Дутов А.В., Маврицкий В.И., Зайцев В.П. Перевод авиации на газ: варианты решения транспортной проблемы северных и арктических регионов // Арктика: экология и экономика. № 3. 2011. С. 80–89.
Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: МГУЛ, 2009. 280 с.
Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: экономические аспекты. М.: ИПУ РАН, 2013. 292 с.
Комаров Н.Н., Потапов И.И., Карцева Е.В. Авиационный транспорт: перспективы перевозок, безопасность и охрана окружающей среды // Экономика природопользования. 2009. № 5. С. 44–51.
Луковников А.В., Разносчиков В.В., Яновская М.Л. Выбор и оптимизация состава авиационных газовых и сконденсированных топлив по критериям эффективности летательного аппарата. URL: Link.
Михайлов Ю.С., Петров А.В. Проблемы формирования аэродинамических компоновок самолетов-криопланов. URL: Link.
Нижегородцев Р.М. Экономика инноваций / Краснодар: КубГАУ, 2014. 140 с.
Позамантир Э.И. Модели спроса на перевозки / Экономико-математический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 506–508.
Разносчиков В.В. Анализ эффективности транспортных самолетов на альтернативных видах топлива // Наука и транспорт. Гражданская авиация. 2012. № 1. С. 26–30.
Синяк Ю.В., Колпаков А.Ю. Экономические оценки использования в автотранспорте альтернативных моторных топлив на базе природного газа // Проблемы прогнозирования. 2012. № 2. С. 34–47.
Энциклопедия «Авиация». М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 736 с.
Analysis of aviation & fuel price scenatious for U.S. participation in the ICAO group on international aviation and climate change. Report for the U.S. Federal Aviation Administration GIACC/4-IP/12. Washington DC, U.S. Department of Housing and Urban Development, Office of environment and Energy, May 2009, 80 p.
Chevallier Julien & Chèze Benoît & Gastineau Pascal. Forecasting world and regional aviation Jet-Fuel demands to the mid term (2025). URL: Link.
Daggett D., Hadaller O., Hendricks R., Walther R. Alternative Fuels and Their Potential Impact on Aviation. URL: Link.
Herring H. Rebound effect in: Encyclopedia of Earth. Eds. Cutler J. Cleveland. URL: Link.
James I. Hileman, David S. Ortiz, James T. Bartis, Hsin Min Wong, Pearl E. Donohoo, Malcolm A. Weiss, Ian A. Waitz. Near-Term Feasibility of Alternative Jet Fuels. URL: Link.
Technology Readiness Assessment (TRA) Guidance. US Department of Defense, 2011, 156 p.
Winchester N., D. McConnachie, C. Wollersheim and I.A. Waitz. Market Cost of Renewable Jet Fuel Adoption in the United States. URL: Link.