+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

О нормативах бюджетного финансирования высшего образования

т. 8, вып. 7, февраль 2015

Доступна онлайн: 09.02.2015

Рубрика: Государственные финансы

Страницы: 13-20

Васюнина М.Л. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва 
vasyuninaml@mail.ru

В условиях реализации нового механизма финансового обеспечения высшего образования на основе субсидирования государственных услуг особую актуальность приобретают вопросы расчета нормативов подушевого финансирования учебных заведений. В статье рассматриваются вопросы методологии определения соответствующих параметров. Целью анализа является оценка соответствия принятой методики расчета требованиям достаточности бюджетного финансирования, открытости и равенства условий финансового обеспечения высших учебных заведений, оказывающих однотипные услуги. В ходе рассмотрения методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг высшего профессионального образования автор анализирует основные итерации расчета: формирование стоимостных групп специальностей и направлений подготовки; определение базовых нормативных затрат по основным профессиональным программам; применение корректирующих коэффициентов к базовым нормативным затратам. Выявлены существенные различия в уровнях отдельных видов затрат и итоговой базовой величине по направлениям подготовки и специальностям различных стоимостных групп. Обращается внимание на то, что применение корректирующих коэффициентов, призванных учесть влияние особенностей образовательной организации и соответствующей программы, поводится избирательно, вне единых методических позиций. На основании анализа методических подходов автор указывает на необходимость: ограничения разрыва между объемами базовых нормативных затрат по направлениям подготовки и специальностям, относящимся к первой и последней стоимостным группам; расширения состава затрат, включаемых в базовый норматив; увеличения составляющих базового норматива и др. Подчеркивается важность последовательного совершенствования методологической основы нормативно-подушевого финансирования образовательных услуг как условия эффективности механизма финансового обеспечения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: бюджет, норматив, государственная услуга, подушевое финансирование, высшее образование, высшее учебное заведение

Список литературы:

  1. Аналитическая записка по вопросу «О нормативно-подушевом финансировании имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования». URL: Link.
  2. Васюнина М. Результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг: методологические подходы к оценке // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 10. C. 26–31.
  3. Владимир Путин провел заседание Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов. URL: Link.
  4. Гамукин В.В. Финансы высшей школы: новые вызовы и риски // Финансы и кредит. 2014. № 36. C. 45–52.
  5. Гарифуллина Н.Ю., Гуртова В.А. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных образовательных учреждений по оказанию образовательной услуги // Экономика образования. 2011. № 1. С. 5–18.
  6. Горлова О.С. Изменение порядка финансового обеспечения оказания образовательных услуг вузами за счет средств федерального бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 12. C. 49–55.
  7. Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки для государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры на 2014 год для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3928.
  8. Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки для государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата и программ специалитета на 2014 год для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3927.
  9. Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О нормативах бюджетного финансирования и регулирования величины платы за обучение в государственных вузах // Экономическая политика. 2012. № 6. C. 137–164.
  10. Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О реформировании системы финансирования вузов // Вопросы экономики. 2012. № 7. C. 133–146.
  11. Кнобель А., Соколов И., Ходько Е. Влияние государственных расходов на качество образования в России / под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева. URL: Link.
  12. Корректирующие коэффициенты к составляющим нормативных затрат по формам обучения на 2014 год для учреждений, подведомственных Минобрнауки России. URL: Link %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3938.
  13. Корректирующие коэффициенты, отражающие объективные характеристики групп образовательных организаций, учитывающие особенности учреждений (факторы) к составляющим нормативных затрат на 2014 год, для учреждений подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link% 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3937.
  14. Отчет о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации. URL: Link.
  15. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры на 2014 год для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3925.
  16. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата на 2014 год для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link% D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3924.
  17. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ специалитета на 2014 год для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. URL: Link %D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/3979References.
  18. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2013–2014 гг. URL: Link.
  19. Тамбовская В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. 2014. № 5. C. 97–108.
  20. Johnston D.-B. The Financing and Management of Higher Education: A Status Report on Worldwide Reforms. The World Bank. 1998. 33 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала