Гаврилова Н.М.кандидат экономических наук, доцент института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва gavrilova-n@mail.ru
В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития кадровой инфраструктуры национальной инновационной системы (НИС) России. Различные аспекты подготовки кадров представлены в трудах многих зарубежных и отечественных специалистов с различных позиций и с разными акцентами. Целью статьи является анализ современного состояния подготовки инженерно-технических работников для инновационной сферы учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) и квалифицированных рабочих, а также определение основных направлений совершенствования кадрового обеспечения инновационной деятельности. Отмечены негативные тенденции и проблемы кадрового обеспечения современного этапа развития инновационной экономики, такие как старение кадров, снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, "утечка умов", дефицит кадров инженерно-технических специальностей. Проведенный анализ состояния подготовки кадров для инновационной сферы выявил тенденцию снижения выпуска кадров для инновационной экономики. Рассмотрены современные организационные формы повышения квалификации, переподготовки, дополнительного обучения кадров для инновационной деятельности, зарубежный опыт подхода к профессиональной подготовке кадров для производства, а также механизмы привлечения работодателей к участию в профессиональной подготовке. Кадровое обеспечение инновационной деятельности, наряду со снабжением научным и инженерно-техническим персоналом включает также формирование рабочей силы, подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов (КРК). В работе выделены основные проблемы, решение которых позволит осуществить модернизацию существующего подхода и инфраструктурную перестройку подготовки КРК. Определены основные направления совершенствования подготовки КРК.
Баронин Г.С., Мищенко С.В. Становление и развитие профильного научно-образовательного центра ТамбГТУ-ИСМАН «Твердофазные технологии». URL: Link.
Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Анализ эффективности работы аспирантур и докторантур для планирования объемов послевузовской подготовки в российских вузах. URL: Link.
Борщевский А.А. Состояние системы образования на современном этапе как предпосылка интеграции национальных образовательных стандартов // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 64–66.
Вечканов Г. Кадровый научный потенциал: вопросы эффективности подготовки // Экономист. 2011. № 3. С. 29–30.
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. URL: Link.
Гаврилова Н.М. Вопросы кадрового обеспечения инновационного развития экономики России // Государственная служба. 2012. № 6. С. 8–20.
Гаврилова Н.М. Инновационная инфраструктура России: анализ, проблемы, пути развития: монография. М.: Спутник+, 2012. 182 с.
Епифанов А.А., Слободяник Ю.Б. Развитие системы высшего образования в контексте становления экономики, основанной на знаниях. URL: Link.
Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике. М.: Институт экономики РАН, 2008. 86 с.
Модернизация и финансирование системы ПОО Украины / Ben Hovels (в сотрудничестве с Andrea Klaeijsen) // Научный центр профессионального обучения и рынка труда. Нидерланды, Наймехен. 2004. 23 с.
Олешкина П.С. Задачи для дополнительного профессионального образования. URL: Link vygljdjt reformy rasayushiesj obrazovanij.html.
ОСК: комплексный подход к решению кадровой проблемы. URL: Link.
Представители студенческого конструкторского бюро ТГУ имени Г.Р. Державина покоряют научное пространство страны и мира. URL: Link.
Рекомендації щодо організації та проведення професійного навчання працівників підприємств на основі андрогогічних принципів. Проект TACIS «Розвиток системи професійного навчання на робочому місці». Київ, Український науково-методичний центр професійного розвитку 2007. С. 2.
Слета М. Как повысить качество фармпродукции? URL: Link.
Стартовала президентская программа повышения квалификации работников атомной отрасли в МГСУ. URL: Link.
Сырцева Е. Выше вершины. Техническому образованию нужны новые цели. URL: Link.
Тутов Л.А., Гаврина Е.Г., Манасенко К.А. Инновационное развитие экономики России: роль университетов. URL: Link.
«Формула-Студент»: инвестиции в новое поколение ученых России. URL: Link.
Шаховская Л.С., Гущина Е.Г. Система высшего образования как основной элемент региональной инновационной инфраструктуры. URL: Link.
Шичкина М. Кадры для инноваций. Особенности развития на современном этапе. URL: Link.