Нигматуллин И.Г.кандидат экономических наук, член комитета Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация nigmatullin.ireck@yandex.ru
Предмет/тема. Инвестиционная политика выступает составляющей государственной финансовой политики и характеризует инвестиционный потенциал, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность экономики региона. Развитие регионов России должно базироваться на инвестиционном потенциале и высокой динамике инвестиционных процессов, так как недостаточный уровень обновления основных средств приводит к снижению технологического уровня имеющихся производств. Цели/задачи. Целью статьи является анализ и оценка инвестиционных приоритетов финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации. В рамках исследования определены и поставлены следующие задачи: выявить инвестиционные приоритеты государственной финансовой политики Республики Башкортостан; определить тенденции изменения инвестиционного потенциала и поведения инвесторов в рамках государственной финансовой политики; выявить бюджетную эффективность в секторе обрабатывающих производств от уровня инвестиционной динамики развития региона; разработать предложения по совершенствованию инвестиционной политики Республики Башкортостан. Методология. Исследование основано на системном анализе финансовой отчетности, статистических данных, комплексной оценке нормативно-правовых актов в области инвестиций. Проведено исследование инвестиционных приоритетов и финансовой политики Республики Башкортостан в 2012-2014 гг. Результаты. Исходя из поставленной цели, в работе получены следующие результаты: выявлены инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан; проведен анализ состояния инвестиционной политики региона и выделены стратегические приоритеты в прогнозном периоде; выработаны рекомендации по совершенствованию финансовой политики в Республике Башкортостан. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка стратегических инвестиционных приоритетов государственной финансовой политики, направленных на разработку эффективных мер и результативность ее реализации в долгосрочном периоде.
Ключевые слова: финансовая политика, приоритизация, бюджетная эффективность, инвестиционная политика, Республика Башкортостан, национальный проект
Список литературы:
Бекетов Н.В. Подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии развития федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34. С. 31–37.
Владимиров С.А. О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций // Финансы и кредит. 2006. № 3. С. 23–30.
Губанова Е.С. Инвестиционные приоритеты в экономике региона // Проблемы развития территории. 2002. № 1. С. 22–24.
Комплексное развитие Приволжского федерального округа: концептуальные направления и практическая реализация // Государственная служба. 2010. № 6. С. 33–37.
Кульков В.В. Инвестиционный климат и конкурентоспособность как приоритет модернизации экономики РФ: ошибки в государственной политике // Проблемы современной экономики. 2012. № 7. С. 154–160.
Кудряшова Е.В. Соотношение права и политики в социальном регулировании государственного финансового планирования // Налоги и финансовое право. 2014. № 7. С. 221–229.
Кундиу В.А., Цветков В.В. Обоснование инвестиционных приоритетов на основе региональных балансовых моделей // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2010. № 1. С. 109–116.
Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001–2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. 2005. № 9. С. 3–12.
Маколов В.И. Доминанты инвестиционной политики региона в посткризисный период // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 36. С. 19–24.
Мельников Р.М. Оценка общественно значимых проектов, поддерживаемых федеральными органами власти: методические проблемы и пути совершенствования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 6. С. 9–19.
Нигматуллин И.Г. Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 38. С. 42–53.
Рахимов М.Г. Особенности регионального опыта современной инвестиционной политики на примере Республики Башкортостан // Право и инвестиции. 2009. № 4. С. 24–28.
Решетова Л.В. Основные подходы к реализации инновационно-инвестиционного процесса в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 26. С. 16–22.
Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края // Финансы и кредит. 2008. № 40. С. 15–21.
Султангужин И.Ф. Технологические уклады в России и приоритеты инновационного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 1. С. 39–43.
Тамразян Д.А. Национальный проект, государство, социальный эффект // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 9. С. 16–19.
Трухачев В.В. Приоритетные национальные проекты и стратегия 2020: сценарии и перспективы // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-3. С. 277–281.
Трубникова В.В. Особенности инвестирования в региональную экономику // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 41. С. 24–31.
Филиппова И.А. Инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 4. С. 10–15.
McKinsey:World needs $57 trillion in infrastructure by 2030. URL: Link. washingtonpost.com/blogs/wonkblog/wp/2013/01/17/mckinsey-world-needs-57-trillion-in-infrastructure-by- 2030-yes-trillion-with-a-t/.
$53 Trillion in Infrastructure Needed by 2030 – OECD/Oliver Wyman. URL: Link- OECD Oliver.