Морозко Н.И.доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация natmorozko@mail.ru
Диденко В.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры денежно-кредитных отношений и монетарной политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация didenkovu@gmail.com
Предмет/тема. Недостаточная конкурентоспособность российского малого предпринимательства связана с тем, что многие хозяйствующие субъекты вынуждены решать текущие финансовые проблемы в условиях выживания, а не активизации усилий на стратегическом развитии и расширении производства. Процесс управления стоимостью выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает малого предприятия наибольшую эффективность, следовательно, более высокую рыночную стоимость, что определяет актуальность рассматриваемых вопросов стратегического управления организацией в изменяющемся мире. Цель. Целью авторского исследования является идентификация влияния финансовых индикаторов на стоимость организаций малого бизнеса. Методология. Формирование финансового механизма обеспечения эффективности функционирования малых предприятий. Он включает в себя логическую организацию системы адаптационного управления финансами организаций, направленную на повышение рыночной стоимости. С помощью эконометрических методов разработаны технологии расчета каждого из предложенных финансовых индикаторов, на основе которых сформулированы условия обеспечения устойчивого развития малых организаций. Результаты. В работе отмечается, что оценка стоимости организации необходима в самых разных ситуациях: при анализе качества управления фирмой, привлечении инвесторов, получении кредитов, а также при распространенных в последнее время в малом бизнесе слияниях и поглощениях. Для идентификации организаций малого предпринимательства предлагаются авторские дифференцированные критерии отнесения предприятий к малым с учетом экономического содержания деятельности. Обозначено, что в реальных ситуациях стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить. На основе системного подхода сформулирована главная цель малой организации и финансовые индикаторы достижения цели: максимизация отдачи на капитал, минимизация финансовых рисков и затрат на капитал, уровень устойчивого роста, увеличение экономической добавленной стоимости. В статье приводится алгоритм расчета индикаторов финансового состояния малого предприятия. Практической частью работы является расчет данных индикаторов на конкретных примерах. Выводы. Итоги исследования, а также предложенные рекомендации свидетельствуют о том, что управление стоимостью отражает качество принятых управленческих решений в долгосрочной перспективе, что позволяет малым предприятиям преодолевать всевозможные кризисы и стабильно функционировать на рынке.
Ключевые слова: малый бизнес, управление стоимостью, критерий, малая организация, системный подход, финансовый индикатор
Список литературы:
Аносова Л.А., Диденко В.Ю., Морозко Н.И. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: Дашков и К, 2009. 436 с.
Бишоп Д.М. Эванс Ф.Ч. Оценка компаний при слиянии и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 336 с.
Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. 2-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2012. 1120 с.
Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М, 2001. 302 с.
Каменская О. У малого бизнеса большие задачи // Служба кадров и персонал. 2010. № 8. С. 11–14.
Коупленд Т. и др. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-бизнес, 2008. 576 с.
Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2. С. 2–12.
Мандрощенко О.В. Основные направления совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 26. С. 42–48.
Морозко Н.И. Обоснование финансовых решений в управлении структурой капитала малых организаций // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 162–167.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.
Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2008. 384 с.
Ранадиве В. Предвидение: новая эволюционная упреждающая модель бизнеса / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2008. 240 с.
Сливоцки Адр. Дж., Уайз Р. Кризис роста: как его преодолеть / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 203 с.
Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Полное руководство по работе с критическими числами, управляющими вашим бизнесом. Киев: Companion Group, 2008. 880 с.
Феррис К. Пешеро Б.П. Оценка стоимости компании. Как избежать ошибок при приобретении. М.: Вильямс, 2005. 256 с.
Хиггинс Р.С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений. М.: Вильямс, 2007. 464 с.
Эккерсон У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 396 с.
Davis J.H., Schoorman F.D., Donaldson L. Toward a Stewardship Theory of Management // Academy of Management Review. 1997. Vol. 22. № 1. P. 20–47.
Ghoshal S. Bad Management Theories Are Destroying Good Management Practices // Academy of Management Learning & Education. 2005. № 4-1. P. 75–91.
Jensen M.C. Value Maximization, Stakeholder Theory and the Corporate Objective Function // Business Ethics Quarterly. 2002. Vol. 12. № 1. P. 235–247.
Modigliani F., Miller M.H. The Cost of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment // The American Economic Review. 1958. Vol. 48. № 3. P. 261–297.