+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Два поколения фискального федерализма: взаимосвязь развития

т. 8, вып. 18, май 2015

Доступна онлайн: 21.05.2015

Рубрика: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Страницы: 42-59

Пешина Э.В. доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация 
peshina@yandex.ru

Стрекалова А.А. старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация 
strekalova@usue.ru

Предмет/тема. В статье исследуются вопросы первого и второго поколений фискального федерализма в зарубежной научной мысли. Проведен ретроспективный анализ работ зарубежных экономистов, внесших существенный вклад в формирование первого поколения фискального федерализма, базирующегося на неоклассической экономической теории, в частности теорий общественного выбора, публичных финансов, экономической теории клубов, теории (модели) Тибу.
     Цели/задачи. Целью исследования является обоснование возникновения и развития научной мысли по формированию второго поколения фискального федерализма в русле новой институциональной экономики и новой политической экономии. Исследованы теории микроэкономики (теории фирмы, агентских отношений, неполных контрактов, трансакционных издержек), составившие основу неоинституционализма, закладываемые в формирование и развитие второго поколения федерализма.
     Методология. Методологической базой являются концептуальные положения фискального федерализма. Обосновано положение, что первое и второе поколения фискального федерализма являются не конкурирующими, а взаимодополняющими в соответствии с теориями неоинституционализма и новой политической экономии. Теория второго поколения фискального федерализма призвана исследовать и идентифицировать стимулы, механизмы мотивации, лежащие в основе действий руководителей на различных уровнях государственного/муниципального управления в условиях фискальной децентрализации.
     Результаты. Сформулированы концепции и положения, которые могут быть заложены в конструкцию второго поколения федерализма (концепция межправительственных отношений, концепция межгосударственного управления, четвертый субъект федерализма - общественность), формулируемых зарубежными учеными. В заключение представлены выводы об отличительных характеристиках первого и второго поколений фискального федерализма по составляющим: базис, основные теории, субъекты, объекты, направления политики, представление о государстве/правительстве, аспекты исследования, отношение к децентрализации.
     Выводы/значимость. Статья должна восполнить недостаток переводных научных работ по изучению первого и второго поколений фискального федерализма в России.

Ключевые слова: первое поколение, второе поколение, фискальный федерализм, децентрализация, фискальная политика

Список литературы:

  1. Бьюкенен Дж. Избранные труды: сер. «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1. М: Таурус Альфа, 1997. 482 с.
  2. Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: в 2 т. Т. 2. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
  3. Журавская Е., Макрушин А., Слинько И. Причины возникновения плохих бюджетных стимулов. URL: Link.
  4. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / пер. с англ. Б. Пинскера / науч. ред. Р. Капелюшников. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
  5. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
  6. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории / пер. с англ. / под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб: СПГУ. 2005. 736 с.
  7. Anderson W. Intergovernmental relations in Review. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1960. 178 p.
  8. Alesina A., Rodrik D. Distributive politics and economic growth // Quarterly Journal of Economics. 1994. № 109 (2). Р. 465–490.
  9. Arrow K.J. Price-quantity adjustments in multiple markets with rising demands, in Arrow, Kenneth J.; Karlin, Samuel; Suppes, Patrick, Mathematical models in the social sciences, 1959: Proceedings of the first Stanford symposium, Stanford mathematical studies in the social sciences, IV. Stanford, California: Stanford University Press, 1960. Р. 3–15.
  10. Arrow K.J. The Organization of Economic Activity: Issues Perminent to the Choice of Market versus Non-market Allocation. This paper was published by the Joint Economic Committee of Congress in 1969. 16 р. URL: Link summary?doi=10.1.1.324.971.
  11. Bardhan P. Decentralization of Governance and Development // Journal of Economic Perspectives. 2002. № 16 (4). Р. 185–205.
  12. Besley T., Case A. Incumbent Behavior: Vote-Seeking, Tax-Setting, and Yardstick Competition // American Economic Review. 1995. № 85. Р. 25–45.
  13. Bingham L.B., Nabatch T., O’Leary R. The New Governance: Practices and Processes for Stakeholder and Citizen Participation in the Work of Government // Public Administration Review. Sep. – Oct., 2005. Vol. 65. №. 5. P. 547–558.
  14. Bird R.M. Fiscal federalism // The Encyclopedia of Taxation and Tax Policy. 2nd edition. Edited by Cordes J.J., Ebel R.D., Gravelle J.G. is available from the Urban Institute Press. 518 p. URL: Link.
  15. Bolton P., Roland G. The Breakup of Nations: A Political Economy Analysis // Quarterly Journal of Economics. 1997. № 112. Р. 1057–1090.
  16. Break G.F. Financing Government in a Federal System. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1980. 276 р.
  17. Buchanan J.M. An Economic Theory of Clubs // Economica. New Series. Vol. 32. №. 125 (Feb., 1965). Р. 1–14. URL: Link.
  18. Carboni G.G. Fiscal Federalism and Comparative Law // Comparative Law Review. 2014. Vol. 5. 20 р. URL: Link comparative/article/view/29/27.
  19. Casella A., Frey Br. Federalism and clubs: Towards an economic theory of overlapping political jurisdictions // European Economic Review. North-Holland. № 36. 1992. Р. 639–646. URL: Link.pdf.
  20. Chandra J.P. Theory of Fiscal Federalism: An Analysis // Amity University. MPRA Paper. October, 2013. № 41769, posted 15. 33 р. URL: Link.
  21. Cremer J., Estache A., Seabright P. Decentralizing Public Services: What Can We Learn from the Theory of The Firm? // Revue d’Economie Politique. 1996. № 106. Р. 37–60.
  22. Congleton R.D., Kyriacou А., Bacaria J. A Theory of Menu Federalism: Decentralization by Political Agreement // Constitutional Political Economy. 2003. № 14. Р. 167–190. URL: Link.
  23. Сornes R., Sandler T. The Theory of Externalities, Public Goods, and Club Goods. Business & Economics. Cambridge University Press, 1996. 590 p.
  24. Frey B.S., Stutzer А. The Use of Happiness Research for Public Policy. June 12, 2011. 20 р. URL: Link Stutzer_HappinessPolicy_SC%26W_June2011.pdf.
  25. Furubotn E.G., Richter R. Institution s and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics, Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1998.
  26. Gamble А. The New Political Economy // Political Studies. 1995. Vol. 43. № 3. P. 516–530. URL: Link.
  27. Garzarelli, G. Old and New Theories of Fiscal Federalism, Organizational Design Problems, and Tiebout // Published, with some revisions, in Journal of Public Finance and Public Choice XXII (1–2), 2004.
  28. Gordon R. An Optimal Tax Approach to Fiscal Federalism // Quarterly Journal of Economics. 1983. № 97. Р. 567–586.
  29. Grossman S.J., Hart O.S. The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Vertical and Lateral Integration // Journal of Political Economy. 1986. August. Р. 691–719. URL: Link.
  30. Johnson R.N., Libecap G.D. Transactions costs and coalition stability under majority rule // Economic Inquiry. 2003. № 41 (April). Р. 193–207.
  31. Hayek F.A. The Use of Knowledge in Society // American Economic Review. XXXV. Sep. 1945. № 4. P. 519–530. URL: Link.
  32. Holmstrom B., Tirole О. Transfer Pricing and Organizational Form // The Journal of Law, Economics, and Organization. 1991. № 7 (2). P. 201–228. URL: Link.
  33. Hunter J.S.H. Federalism and Fiscal Balance. Canberra: Australian National University Press, 1977. 271 р.
  34. Inman R.P., Rubinfeld D.L. Rethinking Federalism // Journal of Economic Perspectives. 1997. Vol. 11. № 4. Р. 43–64. URL: Link 10.1257/jep.11.4.43.
  35. Inman R.P. Transfers and Bailouts: Enforcing Local Fiscal Discipline with Lessons from U.S. Federalism. In J. Rodden et al. (eds.), Fiscal Decentralization and the Challenge of Hard Budget Constraints. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. Р. 35–83.
  36. Inman R.P., Rubinfeld D.L. Federal institutions and the democratic transition: Learning from South Africa // Journal of Law, Economics, and Organization. 2011. № 27. Р. 1–35.
  37. Kettl D.F. The Fourth Face of Federalism // Public Administration Review. 1981. № 41 (3). P. 366–371.
  38. King D.N. Fiscal tiers: the economics of multi-level government. London; Boston: G. Allen & Unwin, on Federal Financial Relations, the Australian National University, 1984. 326 p.
  39. Kornai J., Maskin E., Roland G. Understanding the Soft Budget Constraint // Journal of Economic Literature. 2003. № 41. Iss. 4. Р. 1095–1136.
  40. Knight B. Parochial Interests and the Centralized Provision of Local Public Goods: Evidence from Congressional Voting on Transportation Projects // Journal of Public Economics. 2004. № 88 (3–4). Р. 845–866.
  41. Levaggi R. Decentralized Budgeting Procedures for Public Expenditure // Public Finance Review. 2002. Vol. 30. Р. 273–295.
  42. Lockwood B. Inter-Regional Insurance // Journal of Public Economics. 1999. Vol. 72. Iss. 1. Р. 1–37.
  43. McLure Ch.E. Jr. Vertical Fiscal Imbalance and the Assignment of Taxing Powers in Australia. Stanford: Hoover Institution, on War, Revolution and Peace, 1993. 26 р.
  44. Milgrom Р., Roberts J. Economics, Organization and Management. Prentice Hall; 1 edition (February 11, 1992). 621 р.
  45. Musgrave R.A. The Voluntary Exchange Theory of Public Economy // Quarterly Journal of Economics. 1939. Vol. 53. № 2. P. 213–237. URL: Link.
  46. Musgrave R.A. A Multiple Theory of Budget Determination // Finanzarchiv. N.F. 17 (1956/1957). Heft 3. URL: Link.
  47. Musgrave R.A. The Theory of Public Finance. New York: McGraw Hill, 1959. 628 р.
  48. Myerson R.B. Federalism and Incentives for Success of Democracy // Quarterly Journal of Political Science. 2006. № 1. Р. 3–23.
  49. Oates W.E. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. 256 р.
  50. Oates W.E. Studies in fiscal federalism. Aldershot, Hants, England: E. Elgar Pub. Ltd. 1991. 455 p.
  51. Oates W.E. The Theory of Fiscal Federalism: Revenue and Expenditure Issues-A Survey of Recent Theoretical and Empirical Research. Public Finance with Several Levels of Government, edited by Remy Prud’homme (1–18). The Hague/Koeningstein // Foundation Journal of Public Finance, 1991.
  52. Oates W.E. The Economics of Fiscal Federalism and Local Finance. Cheltenham, U.K.: Edward Elgar, 1998.
  53. Oates W.E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. Sep., 1999. Vol. 37. № 3. P. 1120–1149. URL: Link.
  54. Oates W.E. Fiscal Federalism and the European Union: Some reflection // Societa Italiana di Economia Pubblica, Pavia University. October 4–5, 2002. P. 36–57. URL: Link.
  55. Oates W.E. Toward a Second-Generation Theory of Fiscal Federalism // International Tax and Public Finance. 2005. № 12. Р. 349–373. URL: Link.
  56. Oates W.E. On The Evolution of Fiscal Federalism: Theory and Institutions // National Tax Journal. June, 2008. Vol. LXI. № 2. Р. 313–334. URL: Link.
  57. Persson T., Tabellini G. Federal Fiscal Constitutions: Risk Sharing and Moral Hazard // Econometrica. 1996. № 64 (3). P. 623–646.
  58. Pressman J.L., Wildavsky A. Implementation. Barkley and Los Angeles: University of California Press, 1973.
  59. Qian Y., Weingast B.R. Federalism as a Commitment to Preserving Market Incentives // Journal of Economic Perspectives. 1997. Vol. 11. № 4. Р. 83–92. URL: Link.
  60. Rodden J., Wibbles E. Beyond the Fiction of Federalism: Macroeconomic Management in Multitiered Systems // World Politics. July, 2002. Vol. 54. Iss. 4. Р. 494–531.
  61. Ross S.A. The Economic Theory of Agency: The Principal's Problem // American Economic Review. 1973. № 62 (2). Р. 134–139. URL: Link 63.2.134-139.pdf.
  62. Saburov E., Tipenko N., Cherniavskii A. Budget Federalism and Interbudgetary Relations // Problems of Economic Transition. 2001. Vol. 43. № 11. P. 76–92. URL: Link.
  63. Samuelson P.A. The Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics. 1954. Vol. 36. № 4. P. 387–389. URL: Link.
  64. Sapru R.K. Public Policy: Art and Craft of Policy Analysis – 2/E. New-Delhi. Learning Private Limited. 2011. 369 p.
  65. Seabright P. Accountability and Decentralization in Government: An Incomplete Contract Model // European Economic Review. 1996. № 40 (1). P. 61–89.
  66. Sinn H.-W. The Selection Principle and Market Failure in Systems Competition // Journal of Public Economic. 1997. Vol. 66. Iss. 2. Р. 247–274.
  67. Snider C.F. County and Township Government in 1935–1936 // American Political Science review. 1937. Vol. 31. P. 909–916.
  68. Stiglitz J.E. Principal and agent. From The New Palgrave: A Dictionary of Economics. First Edition, 1987. URL: Link jstiglitz/download/papers/1987_PrincipalandAgent.pdf.
  69. Tiebout C.A. Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. № 5. P. 416–424.
  70. Thiessen U. Analysis of contemporary budget federalism models based on economic and social effectiveness of inter-budgetary relations. Theory, experiences in OECD countries, and analysis for Russia. Russian-European Centre for Economic Policy (RECEP). Moscow. 2005. 37 р. URL: Link.
  71. Tommasi M., Jones M., Sanguinetti P. Politics, Institutions and Fiscal Performance in a Federal System: An Analysis of the Argentine Provinces // Journal of Development Economics. 2000. № 61 (2). Р. 305–333.
  72. Tommasi M., Weinschelbaum F. Centralization vs. Decentralization: A Principal-Agent Analysis. 2003. Unpublished paper. URL: Link resources/docs/2003-02.pdf.
  73. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Implications for Decentralized Democratic Governance and Economic Development. Initiative for Policy Dialogue. September, 2007. 71 р. URL: Link.
  74. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: The Implications of Fiscal Incentives // Journal of Urban Economics. 2009. № 65 (3). P. 279–293.
  75. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Political Aspects of Decentralization and Economic Development // World Development. 2014. Vol. 53. P. 14–25. URL: Link.
  76. Wildasin D.E. Urban Public Finance. Psychology Press, 1986. 175 р.
  77. Wildasin D.E. Income Redistribution in a Common Labor Market // American Economic Review. 1991. № 81. P. 757–774.
  78. Wildasin D.E. The Institutions of Federalism: Toward an Analytical Framework // National Tax Journal. 2004. № 57. Р. 247–272.
  79. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. New York: Free Press, 1985. 450 p. URL: Link~ langlois/Williamson%20(1985),%20chapter%201.pdf.
  80. Wilson J.D., Wildasin D.E. Capital Tax Competition: Bane or Boon // Journal of Public Economics. 2004. № 88. Р. 1065–1091.
  81. Zai P. The Economic Crisis and Fiscal Trends in EU Member States // Transylvanian Review of Administrative Sciences. 2012. №. 35. P. 256–268. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала