Киселев А.С.аспирант кафедры экономики и управления, Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация webkiselev@gmail.com
Предмет/тема. В последнее время возрастает интерес со стороны исследователей и практических работников к проблеме взыскания долгов по просроченным кредитам. Этот вид деятельности по средствам коммуникации сотрудников банков с заемщиками оказывает влияние на имидж кредитных организаций и пересекается с маркетинговыми задачами банков. Предметом исследования является реализация маркетинговой политики банка в процессе взыскания просроченной задолженности розничных клиентов. Цели/задачи. Целью исследования является разработка мероприятий по повышению эффективности досудебного взыскания просроченной задолженности через усиление роли маркетинга. Методология. Методологической базой выступают концептуальные положения общего и банковского маркетинга, работы ведущих российских и зарубежных ученых в области управления кредитной деятельностью коммерческих банков. В исследовании использовались общенаучные методы познания, контент-анализ, методы сравнительного и статистического анализа, что позволило обеспечить аргументированность сделанных выводов, достоверность полученных оценок и основных положений. Результаты. Анализ организационных условий и элементов корпоративной культуры выявил недостаточную связь между реализацией взыскания просроченной задолженности и маркетинговой политикой. Предложен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взыскания просроченной задолженности и качества управления кредитной и маркетинговой деятельностью коммерческого банка, разработанных с учетом сложившихся организационных механизмов и современных социально-экономических условий. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в современных условиях необходимо осуществление качественных изменений в построении коммуникаций специалистов по взысканию просроченной задолженности с заемщиками. Управление этим процессом должно обладать превентивным и стратегическим характером, что может быть достигнуто реализацией в коммерческом банке работоспособной маркетинговой политики. Желаемых результатов можно достичь через усиление роли маркетинга в работе банка по взысканию просроченных долгов путем изменения организационных условий работы и коррекции элементов корпоративной культуры банка.
Брун М. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиента // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6. С. 66–72.
Валинуров Т.Р., Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 20–30.
Заернюк В.М. Анашкина Е.Н. Пути решения проблемы просроченной задолженности банков по розничным кредитам // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 43. С. 17–26.
Заернюк В.М., Ульянченко Л.А., Киселев А.С. Классификация подходов к организации внутриорганизационного маркетинга: теоретический аспект // Проблемы практического маркетинга в туризме и гостеприимстве: матер. научно-практич. конф. М.: РГУТиС, 2014. URL: Link.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб: Питер, 2006. 464 с.
Матковская Я.С., Гущина Е.Г., Даев Д.Д., Перевозчикова С.В., Зверева Д.И. Маркетинговая политика как эффективный способ управления репутационными рисками коммерческих банков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 37. С. 2–12.
Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели. URL: Link.
Рыбкин И.В., Егоров В.Ю., Тарасов В.Ю., Киселев А.С. Управление развитием и изменением. Кн. VI. Обучение и подготовка проводников и агентов изменений: учеб. пособие. М.: НИЦ-Принт, 2007. 96 с.
Рыбкин И.В., Егоров В.Ю., Тарасов В.Ю. Управление развитием и изменением. Кн. VII. Формирование культуры непрерывного совершенствования: учеб. пособие. М.: НИЦ-Принт, 2007. 156 с.
Черникова Л.И., Заернюк В.М. Институциональные особенности развития российского банковского сектора // Сервис plus. 2011. № 1. С. 113–118.
Черникова Л.И., Киселев А.С. Влияние внутриорганизационного маркетинга на конечный результат деятельности предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6. URL: Link.
Яковенко С.Н. Генезис финансовых инноваций в деятельности коммерческих банков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 5. С. 42–52.
Ballantyne D. Reframing Internal Marketing for Relationship Marketing // AMA International Marketing Educators Conference, Argentina. 2000.
Winter J.P. Getting your house in order with internal marketing: a marketing prerequisite // Health Marketing Quarterly. 1985. Vol. 3. Iss. 1. Р. 69–77.
George W.R. Internal marketing and organizational behavior: a partnership in developing customer-conscious employees at every level // Journal of Business Research. 1990. Vol. 20. Iss. 1. P. 63–70.
Glassman M. and B. McAfee. Integrating the personnel and marketing functions: The challenge of the 1990s // Business Horizons. 1992. Vol 35. № 3. P. 52–59.
Gronroos C. Service Management and Marketing: A Customer Relationship Management Approach, 2nd Edition // John Wiley & Sons. 2000. 404 p.
Zaernjuk V.M., Leonova V.P. Integration of foreign capital into Russian bank sector: mechanisms of entering, approaches to regulation // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № SPEC. ISSUE 7. Р. 343–345.
Lings I.N. Balancing Internal and External Market Orientations // Journal of Marketing Management. 2009. Vol. 15. Iss. 4. P. 239–263.
Salmanov O.N., Zaernjuk V.M.,Lopatina O.A Analysis of the impact of monetary policy on bank lending in Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 6.