Гераськина И.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация geraskina82@mail.ru
Предмет/тема. Основной проблемой современной экономической ситуации в России является достижение глобальной конкурентоспособности и обеспечение стабильных темпов роста ключевых отраслей промышленности. Решение этой проблемы связано с разработкой и реализацией стратегических проектов инновационного развития предприятий, где центральное место необходимо отводить стратегическому бенчмаркингу. Цели/задачи. Цель исследования - формирование механизма внедрения бенчмаркинга в систему стратегического управления предприятием, направленного на непрерывное совершенствование бизнес-процессов и ориентирующего на устойчивое развитие объекта управления. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определить сущность, роль и место стратегического бенчмаркинга в системе управления предприятием; исследовать современные тенденции применения бенчмаркинга в практике отечественных предприятий; выявить объекты, предпосылки и ограничения для бенчмаркинга. Методология. В работе с помощью методов экономического исследования (наблюдение, моделирование, научная абстракция, анализ, синтез, системный подход) выявлены различные аспекты стратегического бенчмаркинга, определена его роль, как одного из управляющих параметров социально-экономической системы, а также как объекта в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. Результаты. Выделены особенности стратегии, основанной на результатах бенчмаркинга, принципы, а также причины, ограничивающие полноценное его применение. Представлен процесс его реализации в менеджменте предприятия и модель формирования стратегических решений предприятия на основе бенчмаркинга. Отмечены две наиболее важные предпосылки успешной реализации механизма стратегического бенчмаркинга: одобрение руководства и убежденность в необходимости изменений. Применение. В результате апробации результатов исследования предложено стратегическое решение для промышленного предприятия ОАО "Орбита": внедрение новой автоматизированной системы управления для обеспечения руководителей своевременной и достоверной информацией. Выводы/значимость. Для отечественных наукоемких отраслей промышленности важно разрабатывать бенчмаркинговую стратегию развития с определением основных направлений прорыва и синергизма. Часто на практике следствием бенчмаркинговой стратегии выступают положительные синергетические эффекты (когда результат от бенчмаркинга превосходит свойства эталонного бизнес-процесса), что позволяет убедиться в синергетических свойствах бенчмаркинга.
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов / под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб: Питер, 2006. 736 c.
Гераськина И.Н. Синергетический подход в маркетинге – необходимое условие устойчивого инновационного развития хозяйствующего субъекта // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 2. С. 35–41.
Гераськина И.Н. Синергетический менеджмент – современный концептуальный подход к развитию предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22. С. 32–38.
Гераськина И.Н. Бенчмаркинг в системе современного менеджмента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 324–332.
Гераськина И.Н. Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга // Регионология. 2012. № 2. С. 68–78.
Гераськина И.Н., Шерстобитова Т.И. Формирование инновационной активности предприятий региона на принципах синергетического бенчмаркинга // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 14. С. 16–22.
Данилов И.П. Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. М.: Стандарты и качество, 2005. 69 с.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. СПб: Питер, 2007. 480 с.
Макаркин Н.П. Об условиях инновационного развития. М.: Экономика, 2012. 148 c.
Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: учеб. пособие для вузов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 358 с.
Меркушова Н.И., Старун А.В. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый. 2014. №15. С. 185–187.
Мясников А.А. Синергетические эффекты в современной экономике: Введение в проблематику. М.: ЛЕНАНД, 2011. 160 с.
Николич М., Николич Б., Вуконянски Е. Количественный подход в бенчмаркинге: обеспечение выбора оптимальных стратегических действий // Российский журнал менеджмента. 2007. № 2. С. 29–44.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 454 с.
Семеркова Л.Н.,Шерстобитова Т.И. Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности: монография. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2008. 160 с.
Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 383 с.
Стариков В.В. Бенчмаркинг – путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 4. С. 11–14.
Шоттмиллер Дж. К. Руководство по бенчмаркингу / пер. с англ. М.: Стандарты и качество, 2006. 10 с.
Stapenhurst T. The Benchmarking Book: Best Practice for Quality Managers and Practitioners. Butterworth-Heinemann, 2009.