Резник И.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация inna-reznik@yandex.ru
Предмет/тема. В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и предлагают на рынке все большее количество услуг населению. Оказание розничных электронных банковских услуг становится перспективной сферой деятельности банков, особенно в регионах, где рынок освоен слабо, а потенциал платежеспособности населения растет. Электронные банковские услуги - один из наиболее выгодных для банков видов бизнеса. Предметом исследования являются экономические взаимоотношения банков и клиентов по поводу удовлетворения потребностей в электронных банковских услугах. Цели/задачи. Цель исследования - изучить опыт по предоставлению для клиентов дистанционных банковских услуг коммерческих банков на российском рынке и в Оренбургской области. Методология. Методологической основой исследования явились методы сравнительного анализа, метод группировки, сравнения, аналитических выборок и др. Результаты. На основе анализа развития рынка банковских услуг оценены перспективы различных банковских продуктов, представленных на региональном рынке. Особое внимание уделено аспекту практической реализации конкурентных позиций банков на рынке. Обоснована необходимость внедрения систем клиентоориентированного подхода в обслуживании. Проведенное исследование электронных банковских услуг на региональном уровне показало, что параллельно с услугами интернет-банкинга в банках активно развиваются и другие сопутствующие услуги: интернет-трейдинг и интернет-страхование, механизм удаленного обслуживания "Интернет-Банк-Клиент" на основе системы Faktura (ОИКБ "РУСЬ" и АКБ "Форштадт"). Выводы/значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в решении задач по формированию конкурентного рынка электронных банковских услуг, новых форм банковского обслуживания с помощью альтернативных каналов доставки банковских продуктов. Положения и результаты исследования могут быть использованы в практике работы российских банков при формировании ценовой стратегии. В результате исследования сделан вывод, что дальнейшее развитие электронного банкинга будет определяться развитием информационных технологий, ужесточением конкуренции на рынках в связи с усилением роли интеллектуальных услуг, развитием электронной коммерции, появлением сетевого сектора экономики во всех его проявлениях и др.
Аксенов В.С., Обухов В.В. Электронный банкинг в системе банковских услуг // Экономический журнал. 2013. № 3. С. 75–83.
Александрова Е.Н., Рындина И.В. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 4. С. 11–21.
Васько Ю.Е. Современные электронные банковские технологии и их развитие. URL: Link.
Голдырев Е.С., Кузнецова Э.Р. Инновационные клиентоориентированные технологии ОАО «Сбербанк России» // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. № 2. С. 70–78.
Дегтярев А.С., Кравченко И.И. Инновации в кредитно-финансовой сфере России и ее регионов: проблемы и поиски решений // Финансы и кредит. 2007. № 26. С. 44–49.
Добровольский Н.С., Резник И.А. Развитие и проблемы Интернет-банкинга в России // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. № 4. С. 172–177.
Дубровина А.М. Стратегия развития карточного бизнеса банка // Банковские услуги. 2011. № 11. С. 25–31.
Дувалова Э.П. Интернет технологии в банковском бизнесе // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 2. С. 20–23.
Дулова Е.Н. Стратегия социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 19. С. 32–37.
Зверькова Т.Н., Зверьков А.И. Региональные банки в трансформационной экономике // Финансы и кредит. 2012. № 7. С. 15–25.
Королев О.Г. Современные аспекты повышения эффективности деятельности банков на розничном рынке (российский и зарубежный опыт) // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 2. С. 236–275.
Кутубарова Г.Д. Возможные пути консолидации финансовых институтов Оренбургской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 13. С. 60–66.
Назаренко Г.В. Почтово-банковское сотрудничество – одно из инновационных направлений развития банковского сектора // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 7-2. С. 119–123.
Парусимова Н.И., Зверьков А.И., Фоменко И.И. Влияние банковского сектора на развитие экономики региона // Финансы и кредит. 2005. № 20. С. 28–32.
Перехожев В.А. Конкурентоспособность коммерческих банков на Оренбургском рынке расчетно-кассового обслуживания // Банковские услуги. 2001. № 9. С. 20–23.
Перехожев В.А. Оценка конкурентоспособности коммерческих банков на Оренбургском рынке расчетно-кассового обслуживания // Финансы и кредит. 2001. № 10. С. 25–27.
Реброва Н.П., Седельников В.М. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 47. С. 2–12.
Резник И.А. Перспективы развития Интернет-банкинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 24-1. С. 104–109.
Черненко В.А., Подгорная Е.А. Региональная политика в условиях формирования новых экономических отношений в Российской Федерации // Сборник научных трудов по результатам II Международной научно-практической конференции 16 июня 2010 г. «Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы». Т. 2. СПб: СПбГУСЭ, 2010. С. 136–139.
Чхутиашвили Л.В. Банковские продукты: виды, технология создания, способы внедрения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 10. С. 18–28.