Иманшапиева М.М.кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский государственный аграрный университета имени М.М. Джамбулатова; ведущий специалист отдела финансов и налоговой политики Управления финансов и налоговой политики Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, Махачкала, Российская Федерация Mazika21@rambler.ru
Ремиханова Д.А.кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, налогов и налогообложения, Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, Махачкала, Российская Федерация rdjama@mail.ru
Предмет/тема. В условиях трансформации экономики обеспечение экономической активности сельскохозяйственных предприятий возможно, в том числе, в результате снижения их налоговой нагрузки. В свою очередь при формировании экономического климата для сельхозпредприятий особую актуальность приобретают вопросы оптимизации элементов налогообложения. Цели/задачи. В России основным условием успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий с точки зрения минимизации налоговых обязательств на длительный период является стратегическое налоговое планирование. Субъектам аграрного бизнеса предоставляется возможность планирования собственных налоговых обязательств, выбрав одну из систем налогообложения: общую систему налогообложения или специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Каждая из указанных систем имеет недостатки и преимущества их применения. Методология. В ходе исследования применялись как общенаучные методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), так и специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). Результаты. Представлены рекомендации по оптимизации элементов налогообложения субъектов аграрного бизнеса. Изучение политики деятельности сельхозпредприятий позволило авторам выявить отрицательные и положительные составляющие применения единого сельскохозяйственного налога аграрными предприятиями в России. Проанализирована динамика уплаты налогов субъектами аграрного бизнеса в рамках общего режима налогообложения и ЕСХН по материалам Республики Дагестан, а также выделены основные факторы, влияющие на налоговую нагрузку субъектов предпринимательства. Заключению о целесообразности перехода на ту или иную систему налогообложения должны непременно предшествовать расчеты налоговой нагрузки, т.е. экономических выгод и потерь. Выводы. Сделан вывод о необходимости использования комплекса мероприятий по совершенствованию системы налогообложения субъектов аграрного бизнеса, направленных на оптимизацию налоговых платежей сельскохозяйственных предприятий и повышение эффективности их функционирования в условиях трансформации экономики.
Варакса Н.Г. Методика налогового прогнозирования поступлений по отрасли сельское хозяйство // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 7. С. 79–85.
Варакса Н.Г. Система налогообложения в сельском хозяйстве: сравнительный анализ и оценка эффективности // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 12. С. 90–96.
Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 4. С. 47–59.
Зиновьева Н.Г. Налоговое планирование как способ повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей // Управленческий учет. 2006. № 2. С. 74–84.
Зиновьева, Н.Г. Методика исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога на современном этапе развития экономики России // Управленческий учет. – 2005. № 4. С. 97–105.
Иманшапиева М.М. Анализ применения налоговых льгот как инструмент повышения инвестиционной активности региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 9. С. 22–31.
Иманшапиева М.М., Мусаева Х.М. Анализ и оценка практики налогообложения субъектов малого предпринимательства (по материалам Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. 2012. № 4. С. 35–43.
Малое предпринимательство: организация, экономика, управление / под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 480 с.
Мусорина И.В. Направление совершенствования системы налогообложения для сельхозтоваропроизводителей // Приоритетные направления совершенствования организационно-экономического, учетно-финансового и правового механизма АПК: сб. науч. трудов. Воронеж: ВГАУ, 2007. С. 237–241.
Налоговая политика России – непростые задачи и сложные вызовы // Финансы. 2014. № 11. С. 51–53.
Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 c.
Нестеренко И.Ю. Механизм формирования региональной политики регулирования предпринимательской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 46–55.
Панагова М.Ф. Перспективы развития агропродовольственного рынка Республики Кабардино-Балкария // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 55–63.
Ремиханова Д.А., Джафарова З.К. Совершенствование налогообложения производства сельскохозяйственной продукции в РФ // Проблемы развития АПК региона. 2013. № 15. С. 124–131.
Ремиханова Д.А., Салимова А.Х. О «приоритетном» положении и новых способах поддержки сельского хозяйства в РФ // Проблемы развития АПК региона. 2011. № 8. С. 97–102.
Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 г. (малые предприятия, включая микропредприятия). URL: Link.
Тюпакова Н.Н.,Нечаев В.И., Бочарова О.Ф., Хатуов Д. Налоговое бремя как показатель реализации регулирующей функции налогов // АПК: экономика и управление. 2009. № 8. C. 53–58.
Цибин А.В. Привлечение сторонних консультантов как инструмент повышения эффективности процедур налогового администрирования в Российской Федерации. URL: Link.
Шульга И.Н. Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей. URL: Link.