Плотникова М.В.аспирантка кафедры денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Саратов, Российская Федерация mvpvip@mail.ru
Предмет и тема. Усиленное внимание органов регулирования к проводимой банками кредитной политике и одновременно возрастающая конкурентная борьба за надежных заемщиков требуют от банков построения системы управления качеством кредитных услуг, которая нацелена на оптимальное сочетание интересов заинтересованных сторон и обеспечивает в результате долгосрочную финансовую устойчивость. Одним из неотъемлемых элементов данной системы является организационная структура, создающая основу для взаимодействия и определяющая особенности соподчинения различных подразделений банка при стратегическом и тактическом управлении качеством кредитных услуг. Цели и задачи. Цель работы состоит в анализе различных типов организационных структур управления применительно к менеджменту качества в кредитной сфере; выявлении факторов, определяющих особенности банковских организационных структур управления качеством кредитных услуг. Методология.В статье с помощью диалектического метода и системного подхода представлена в комплексе классификация организационных структур управления банком, определены из них наиболее отвечающие целям управления. Результаты. Выявлены особенности управления качеством кредитных услуг в зависимости от типа организационной структуры, функционирующей в банке. Сформулированы различия в организации управления качеством кредитных услуг на разных уровнях структуры банка. Обнаружено, что сфера обслуживания банка, тенденции консолидации в этом секторе и особая роль банков в экономике оказывают влияние на организационные механизмы управления качеством кредитных услуг. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что формирование организационной структуры, соответствующей поставленным целям в области управления качеством кредитных услуг и учитывающей совокупность влияющих факторов, позволит банкам получить значительные конкурентные преимущества и сохранить надежность в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: банк, кредитная услуга, качество, организационная структура, управление
Список литературы:
Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке: учебник М.: Маркет ДС, 2009. 576 с.
Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2010. 560 с.
Банковское дело. Управление и технологии: учебник / под ред. А.М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 671 с.
Турбанов А. Тютюнник А. Банковское дело: Операции, технологии, управление. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 682 с.
Исаев Р.А. Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка // Методы менеджмента качества. 2011. № 6. С. 4–10.
Былинкина В.С. Потапова С.В. Совершенствование управления кредитным риском // Наука и общество. 2013. № 2. С. 129–133.
Зверев О.А. Инновационные технологии банковского ретейла // Деньги и кредит. 2007. № 12. С. 43–46.
Бровкина Н.Е. Региональное развитие как основа новой архитектуры кредитного рынка // Деньги и кредит. 2015. № 2. С. 51–55.
Ефремов А.В. Совершенствование организационной структуры – необходимое условие успешного развития компании. URL: Link.
Эванс Джеймс Р. Управление качеством: учеб. пособие / пер. с англ. / под ред. Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.
Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг: в 2 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2014. 286 с.
Трифонов Д.А. О сущности и методах управления рисками банковского портфеля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 47. С. 46–54.
Корнилов Ю.А. Боткин А.Н. Некоторые вопросы управления кредитным риском // Деньги и кредит. 2007. № 5. С. 33–37.
Куклина Е.В., Губин Е.Е. Системный анализ организационной структуры как фактор повышения эффективности деятельности коммерческого банка // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. Ч. 7. С. 1452–1457.
Чичмели И. Как управлять лояльностью клиентов? URL: Link.
Татаринова Л.Ю. Об эффективности организации gemba-менеджмента в банках // Финансы и кредит. 2012. № 35. С. 42–48.
Богомолов С.М. Ильина Л.В., Копченко Ю.Е. Стратегии деятельности региональных банков на рынке розничных услуг // Глобальный научный потенциал. 2014. № 10. С. 122–124.
Былинкина В.С. Морозова Ю.В. Банковский финансовый менеджмент как система // Наука и общество. 2014. № 3. С. 104–110.
Соколинская Н.Э. Клиентоориентированная модель деятельности банков и пути ее построения // Банковские услуги. 2014. № 1. С. 13–18.
Якунин С.В. Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 19. С. 31–44.