Рощупкина В.В.доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация kluvil@rambler.ru
Тема. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, это позволяет государству формировать доходную часть федерального и региональных бюджетов, воздействуя на финансовые интересы организаций. В общем объеме налоговых поступлений налог на прибыль занимает значительную, но недостаточно высокую долю. Именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. Особенно это касается регионов. В настоящее время существует ряд актуальных проблем администрирования налога на прибыль, которые отрицательно сказываются на величине налоговых поступлений в региональный бюджет. В предлагаемом исследовании эти проблемы выявлены и систематизированы. Цель. Определение целесообразности актуализации направлений налогового контроля в процессе исчисления и сбора налога на прибыль организаций. Аналитическая часть исследования выполнена на материалах Ставропольского края. Методология. В статье выполнен анализ ситуации, сложившейся в сфере сбора налога на прибыль в исследуемом субъекте Федерации, а также выдвинуты предложения по оптимизации направлений налогового контроля. На разных этапах применялись аналитический, экономико-статистический подходы и аппарат финансовой математики. Результаты. Итогом исследования стали анализ и научное обоснование результативности выполнения установленных параметров налога на прибыль, формулировка предложений по повышению эффективности налогового контроля. Выводы. Обязательный, императивный характер взыскания налогов закладывает основу взаимодействия участников фискальных отношений при обеспечении поступлений налоговых доходов в бюджетную систему государства. Бесспорность требований необходимости уплаты налогов хозяйствующими субъектами предопределяет совершенствование специализированного института, функционально предназначенного для финансового контроля за осуществлением фискальных отношений. Таким институтом является налоговое администрирование как субъект контроля за выполнением налоговой дисциплины с целью соблюдения интересов государства, других экономических субъектов, которые находятся в финансовой зависимости от бюджетного финансирования.
Ключевые слова: налоговый, система, политика, контроль, регион
Список литературы:
Варакса Н.Г. Методика налогового прогнозирования поступлений по отрасли сельское хозяйство // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 7. С. 60–68.
Варакса Н.Г. Формирование учетно-налоговой макросистемы в рамках финансовой системы государства // Управленческий учет. 2011. № 6. С. 90–96.
Варакса Н.Г. Аналитические процедуры при взаимодействии информационных потоков и элементов учетно-налоговой системы // Управленческий учет, 2011. № 3. С. 22–32.
Варакса Н.Г. Модель информационной учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 10. С. 22–28.
Варакса Н.Г. Структурные элементы налогового анализа по налогу на прибыль: макроэкономический аспект // Экономические и гуманитарные науки, 2010. № 8. С. 122–128.
Дьякова Е.Б. Теоретические основы финансового механизма бюджетного регулирования территориального развития // Актуальнi проблеми розвитку соцiально-економiчних систем: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. студетiв i молодих учених (м. Бердянск, 18–19 квiтня 2011 р.): в 2-х т. Т. 2. Донецьк: Видавництво «Донбас», 2011. С. 116–117.
Дьякова Е.Б. Концептуальные основы бюджетного регулирования территориального развития на основе формирования регионального фискального пространства. URL: Link Вестник%20ВАГС.%20 Экономика.%201-5-2011.pdf#page=20.
Дьякова Е.Б. Сущность и содержание бюджетного регулирования территориального развития в современных условиях URL: Link.
Коростелкина И.А. Формирование налоговой политики на мезоуровне // Интеграция учетно-аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях: монография / под общ. ред. Л.В. Поповой. М.: Финпресс, 2010. 430 с.
Коростелкина И.А. Обоснование структурных параметров корпоративной налоговой политики // Теория и практика гармонизации информационных потоков в учетно-налоговой системе на макро- и микроуровне: монография / под общ. ред. Л.В. Поповой. Орел: ГУ-УНПК, 2011. 430 с.
Коростелкина И.А. Налоговые индикаторы макро- и микроуровня // Финансы и кредит, 2010. № 46. С. 43–49.
Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2011. № 12. С. 5–20.
Тюпакова Н.Н. Проблемы косвенного налогообложения специальных налоговых режимов: монография // Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной экономике. Краснодар: ЮИМ, 2009. 417 с.
Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. Вып. № 1. С. 48–52.
Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 2. URL: Link.
Тюпакова Н.Н. Особенности налогового механизма распределения добавленной стоимости на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12. C. 43–47.
Тюпакова Н.Н. Бочарова О.Ф. Налоговый механизм как фактор развития инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 13. С. 23–31.
Тюпакова Н.Н. Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России. URL: Link.
Угрюмова А.А., Шрамко О.Г. Резервы налогового потенциала как фактор экономической безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 13. С. 43–47.