Манушин Д.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Институт экономики, управления и права, Казань, Российская Федерация predmet22@mail.ru
Предмет. В связи с повышением значимости государственного антикризисного управления макроэкономикой особо важным становится формирование и уточнение соответствующей терминологии в этой сфере деятельности. Цели. Целью исследования являетсяобобщение и оценка мнения ученых, изучающих понятия "государственное антикризисное управление", "управление" и "государственное управление", а также уточнение этих понятий. Методология. Все изучаемые термины исследованы методом сравнения. Понятие "государственное антикризисное управление макроэкономикой" сформулировано абстрактно-логическим методом. Дефиниция "государственное антикризисное управление" уточнена методом дедукции. Выявлены приоритеты при использовании таких методов формирования и уточнения понятий, как абстрактно-логический метод, сравнение и дедукция. Результаты. Сформулировано несколько элементов научной новизны. Во-первых, обоснована необходимость формирования у людей общих целей, так как их участие в едином процессе еще не означает, что и цели у них совместные. Во-вторых, добавлены критерии управления, позволяющие формировать, реализовывать и совершенствовать цели со средними затратами, средним риском недостижения целей и качеством выполнения выше среднего уровня. В-третьих, признана необходимость улучшать не только процесс реализации целей, но и сами цели. В-четвертых, обозначены основные цели государственного управления, антикризисного управления, государственного управления макроэкономикой, государственного антикризисного управления и государственного антикризисного управления макроэкономикой. В-пятых, выявлены особенности и принципы государственного управления. В-шестых, доказана важность отдельного выделения явного и скрытого кризиса. В-седьмых, осуществлен переход от аспектов производства, обмена, распределения и потребления материальных благ к взгляду с позиций общественного строя, преобладающего в стране (сельскохозяйственный, экспортно-сырьевой, индустриальный или информационный), с учетом институциональных факторов. Выводы. У субъектов, использующих изученные определения, должно сложиться единое представление о них, полностью соответствующее современной действительности. При этом доказана необходимость пересмотра сути государственного управления.
Бескоровайная Н.С. Государственное антикризисное управление региональной экономикой // Современное управление. 2006. № 3. С. 79–84.
Фалюшина Л.И. Предупреждающее кризис государственное управление. возможно ли оно? // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 4. С. 8–12.
Байнев В.Ф. Антикризисное управление. Минск: БГУ, 2002. 144 с.
Балашов А.П. Антикризисное управление. Новосибирск: СО РАСХН, 2004. 167 с.
Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление. Теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 287 с.
Чехович Е.А. Антикризисное управление. М.: МГТУ ГА, 2008. 87 с.
Лытаева М.А. К определению понятия «управление» в методике преподавания иностранного языка. URL: Link.
Дрезинский К.С. Терминологическое исследование понятий «менеджмент» и «управление» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. Т. 1. № 163. С. 22–25.
Калинина О.В. Сравнительный анализ понятий «управление» и «менеджмент» в социально-экономических системах // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 10. С. 37–40.
Катышева Н.М. Сущностная характеристика понятия «управление» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: Link (дата доступа 06.05.2013).
Мизгулин Д.А. Методологические подходы к определению содержания понятий «управление» и «менеджмент» // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 62–67.
Нефёдов Б.А. Границы применимости терминов «управление» и «менеджмент». URL: Link.
Рзаев А.Г. Содержание и сущность государственного управления // Правовая информатика. 2014. № 3. С. 6–13.
Рымкевич А.В., Шемякина Т.А. Эволюция научных подходов к содержанию управления товарной политикой на предприятии // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 5. С. 188–191.
Семёнова И.В. Анализ этимологии терминов «менеджмент» и «управление» // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-4. С. 1015–1018.
Сидорова А.Г. Менеджмент и управление: общие черты и отличия этих понятий // Актуальные вопросы экономических наук: матер. научно-практ. конф. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества. 2014. № 41-1. С. 72–76.
Фирсов И.В. Методология государственного регулирования экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития и экономическая безопасность государства // Правовое поле современной экономики. 2012. № 8. С. 88–102.
Копылова Т.Ю. Понятие об управлении и самоуправлении в психологической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3. С. 223–226.
Конышев В.А. Эффективность менеджера – успех деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 308–313.
Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 40–63.
Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М.: Юридическая литература, 1975. 239 с.
Аубакирова И.У. Методологические подходы к исследованию института государственного управления: теория вопроса // Право и жизнь. 2013. № 178. С. 45–60.
Глушакова О.В., Вайсберг Я.А. О сущности, содержании и соотношении понятий «государственное управление», «социальное управление», «публичное управление» // Сибирская финансовая школа. 2013. № 6. С. 3–9.
Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. 345 с.
Алексеева С.Г. Трансформация содержания и понятия «государственное управление» // Проблемы современной экономики: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. № 11. С. 116–120.
Морозова А.Н. К вопросу о понятии и признаках открытого государственного управления как способа повышения эффективности антикоррупционной политики. URL: Link.
Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: вопросы теории. М.: Наука, 2010. 383 с.
Кошкин П.П. Сущность менеджеристского подхода к государственному управлению // Общество и право. 2005. № 4. С. 103–110.
Загорский В.С., Липенцев А.В. Эволюция подходов к исследованию современных концепций государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 13–22.
Атаманчук Г.В. О взаимосвязях состояния государственного управления и кризисов в социуме // Право и управление. XXI век. 2014. № 1. С. 25–33.
Агапова И.И. Институциональная экономика. М.: Экономистъ, 2006. 254 с.
Горячий С.А. Государственное и муниципальное управление. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014. 46 с.
Гильманов Э.М. Вопросы уголовной ответственности за нарушение бюджетной дисциплины // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Сер. Юридические науки. 2011. № 1. С. 46–48.
Манушин Д.В. Определение принципов государственного антикризисного управления экономикой России // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 91–97.
Манушин Д.В. Определение функций антикризисного управления российской экономикой // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 130–135.
Рамазанов А.В. Государственное регулирование финансового рынка в России в условиях глобализации // Экономика и социум. 2013. № 3. С. 548–553. URL: Link.
Салимов Л.Н. Инвестиционная активность: сущность, оценка и анализ влияния на социально-экономическое развитие региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1. С. 59–62.
Сергеев Д.А. Асимметричная информация на рынке государственных закупок и некоторые направления ее преодоления // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 35–38.
Сергеев Д.А. Основные направления государственной поддержки наноиндустрии на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 3. С. 85–88.
Якупов З.С. Концептуальные основы формирования эффективной системы налогового контроля // Горизонты экономики. 2013. № 3. С. 60–64.