Диденко Д.В.кандидат исторических наук, аналитик I категории, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Москва, Российская Федерация ddidenko@bloomberg.net
Предмет. В статье рассматриваются рыночные тенденции образовательного кредитования в России в последние годы и государственная политика стимулирования его развития как перспективного направления повышения доступности качественных образовательных услуг. Цели. Целью исследования является определение новых тенденций в развитии образовательного кредитования в России после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. (прежде всего институциональных инноваций со стороны государства) в контексте зарубежной практики, оценка на этой основе перспектив развития образовательного кредитования со стороны финансовых институтов, а также предложение возможных финансовых инструментов. Методология. Методологической основой работы служат экономические теории человеческого капитала и институциональная теория. Анализ российской практики образовательного кредитования проводится путем отбора заслуживающих доверия экспертных оценок и их интерпретации. Анализ содержания законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов Правительства РФ по данным вопросам проводится с точки зрения развития правовой базы как процесса институциональных инноваций. Анализ зарубежного опыта в этой области проводится на материале экономически развитых стран (прежде всего США). Применены общенаучные методы анализа (логический, нормативный, дедукция и индукция, абстракция, аналогия, экспертная оценка). Результаты. С одной стороны,установлены скромные масштабы образовательного кредитования в России, с другой - идентифицированы позитивные тенденции формирования соответствующих институтов со стороны государства. Разработаны рекомендации по возможному использованию в России соответствующего опыта экономически развитых стран, определены эффективные пути преодоления имеющихся препятствий. Выводы. Широкое развитие целевого кредитования на образовательные цели является радикальной и в то же время рыночной мерой расширения доступности качественных образовательных услуг в условиях характерного для России массового социального запроса на получение высшего образования. Предлагаемые меры по развитию системы образовательного кредитования учитывают интересы не только поставщиков и потребителей образовательных услуг, но также финансовых институтов - посредников и инвесторов в человеческий капитал.
Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Перспективы образовательного кредитования в России // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 64–88.
Солянникова С.П. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации // Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / под ред. Т.В. Абанкиной, Б.Л. Рудника. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 170–178.
Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения // Финансы и бизнес. 2010. № 1. С. 142–160.
Бэр Х.П. Секьюритизация активов: секьюритизация финансовых активов – инновационная техника финансирования банков. М.: Волтерс Клувер, 2006. 624 с.
Диденко Д.В. Зарубежный опыт применения финансовых инструментов для стимулирования системы образования // Деньги и кредит. 2014. № 4. С. 67–73.
Диденко Д.В. Создание и развитие системы образовательного кредитования в России: возможности секьюритизации // Банковское дело. 2009. № 12. С. 49–53.
Simmons C.W. Student Loans for Higher Education. California Research Bureau, California State Library. January 2008. Sacramento (CA). URL: Link.
Озерова О.К., Бородина Д.Р. Проблемы развития дополнительного профессионального образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 40 с.