Богатырёв С.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры оценки и управления собственностью, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация sbogatyrev@fa.ru
Антонов Д.С.студент финансово-экономический факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация incredibleden@yandex.ru
Рыклин К.А.студент финансово-экономический факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация ryklinkirill@gmail.com
Тема. Современные события на российских фондовом и финансовом рынках предоставляют большое количество примеров, когда наблюдаемое расхождение между теоретической и фактической ценами оцениваемого актива достигает гигантских величин. То же самое происходит за рубежом. В современных финансах традиционные методы анализа и прогнозирования не дают полного объяснения изучаемым финансовым событиям. В связи с этим при формулировании выводов и подведении итоговых расчетов авторы статьи обратились к применению поведенческих факторов, лежащих в основе принятия финансовых решений. Цели. Проведено сопоставление классической стоимостной оценки конкретной компании, еe результатов и поведенческой оценки. Показано, как можно объяснить рыночные стоимостные аномалии с точки зрения поведенческих финансов. Выявлены особенности поведенческой оценки российских ретейлеров в современных кризисных условиях. Для оценки рассматриваемой в статье компании применена модель сентиментального инвестора (модель Барбериса, Шлейфера и Вишни). На этой основе сделан вывод о значительном расхождении котировок компании и еe рыночной стоимости, рассчитанной с применением классического аппарата оценки. Методология. В статье использованы достижения теории поведенческих финансов. Показано, на основе каких ключевых психологических концепций и эвристики строится поведенческий аппарат анализа финансовых явлений. На примере конкретной отечественной компании применена поведенческая модель оценки. Результаты. В стоимостном анализе целостная непротиворечивая концепция поведенческих финансов, адаптированная к российским условиям, со своими научно-исследовательским, методическим аппаратом, поведенческими моделями оценки. Выводы. Сделан вывод о применимости поведенческих моделей оценки активов при определении стоимости российских компаний. В условиях рыночных аномалий использование таких моделей помогает объяснить расхождения котировок акций компании и еe рыночной стоимости, спланировать инвестиционные стратегии, описать поведение инвесторов на фондовом рынке.
Damodaran Aswath. Musings on Markets. Valuation of the week 1: A Tesla Test. URL: Link.
Cornell Bradford, Damodaran Aswath, Tesla: Anatomy of a Run-Up Value Creation or Investor Sentiment? URL: Link.
Рейнхарт К.М., Рогофф К.С. На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства / пер. с англ. Д. Стороженко. М.: Карьера Пресс, 2011. 528 с.
К. Маркс. Капитал. Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / сост. Ю. Борхардт. М.: Красанд, 2014. 400 с.
Baker H.K., Nofsinger J.R. Behavioral finance: Investors, Corporations, and Markets. Hoboken, New Jersey: JohnWiley & Sons, Inc. 2010. 1202 p.
Богатырёв С.Ю. Стоимостной анализ акций в информационно-аналитической системе «Блумберг» // Вопросы оценки. 2014. No. 1. C. 12–38.
Kahneman D., Tversky A. Prospective theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. № 2. P. 263–291.
Рудык Н.Б. Поведенческие финансы, или Между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. 272 с.
Бейкер К., Нофсингер Дж. Поведенческие финансы. Вып. 1. М.: Маросейка, 2011. 198 с.
Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty: heuristics and biases // Science. 1974. Vol. 185. № 4157. P. 1124–1131.
Statman M., Fisher K.L. and Anginer D. Affect in a Behavioral Asset-Pricing Model // Financial Analysts Journal. 2008. Vol. 64. № 2. P. 87–90.
Григорьев В.В. О факторах роста стоимости инновационных компаний // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 4. С. 176–179.
Shefrin H. and Statman M. The Style of Investor Expectations. In: T.D. Coggin and F.J. Fabozzi (Eds.) The Handbook of Equity Style Management. New Jersey, John Wiley & Sons Inc., 2003. P. 195–218.