Клочков В.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация vlad_klochkov@mail.ru
Чернер Н.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация cherner@mail.ru
Предмет. Рассматриваются условия взаимовыгодной организации центров коллективного пользования с дорогостоящими или уникальными объектами экспериментально-стендовой и полигонной базы в авиационной промышленности и отраслевой науке. Цели. Разработка простых экономико-математических моделей эффективности образования центра коллективного пользования и определение условий, при которых он будет взаимовыгодным для пользователей. Методология. Предлагаемые экономико-математические модели основаны на классической теории массового обслуживания. Объекты экспериментально-стендовой и полигонной базы (как используемые изолированно, так и объединяемые в центры коллективного пользования) представляются как пуассоновские системы массового обслуживания с неограниченными очередями. Учитывается, что в авиационной промышленности и отраслевой науке потенциальные пользователи экспериментально-стендовой и полигонной базы могут быть существенно неоднородными по уровню требований к характеристикам экспериментального оборудования, по сложности и срочности выполнения научно-исследовательских работ, по интенсивности их проведения. Поэтому в модели явным образом введены прирост средней длительности проведения экспериментальных научно-исследовательских работ, вызванный необходимостью перенастройки в расчете на потребности очередного пользователя, а также прирост стоимости оборудования, как плата за его универсальность. Определяется минимально необходимое число каналов обслуживания, при котором удовлетворяются требования самого взыскательного пользователя к средней длительности выполнения заявки на научно-исследовательские работы. Результаты. Определены границы областей относительных приростов стоимости оборудования и средней длительности проведения научно-исследовательской работы, при которых организация центра коллективного пользования может быть взаимовыгодной, т.е. суммарные издержки всех потенциальных пользователей на содержание экспериментально-стендовой и полигонной базы сокращаются. Оценивается относительная экономия этих затрат в зависимости от значений относительных приростов. Рассмотрено несколько типовых распределений потенциальных пользователей по интенсивности заявок, сложности экспериментальных научно-исследовательских работ и уровню требований к срокам их выполнения. Выводы и значимость. Разработанные модели могут использоваться для получения приближенных оценок эффективности при создании центров коллективного пользования. В краткосрочной перспективе модели могут быть применены для экономического обоснования организации центров коллективного пользования и выбора количества каналов обслуживания, а в долгосрочной - для обоснования требований к перспективному научному оборудованию и методам проведения экспериментальных научно-исследовательских работ.
Ключевые слова: авиационная наука, центр коллективного пользования, теория массового обслуживания, неоднородность, эффективность
Список литературы:
Бюшгенс Г.С., Бедржицкий Е.Л. ЦАГИ – центр авиационной науки. М.: Наука, 1993. 272 с.
ЦАГИ – основные этапы научной деятельности, 1968–1993 / под ред. академика РАН Г.С. Бюшгенса. М.: Наука, Физматлит, 1996. 576 с.
Schulman D.S., Harmer M.J., Dunleavy J.R., Lusk J.S. Shared Services: Adding Value to the Business Units. NY: Prentice Hall, 1999. 320 p.
Janssen M., Joha A. Motives for Establishing Shared Service Centers in Public Administrations // International Journal of Information Management. 2006. № 26. Р. 102–116.
Клочков В.В. Управление инновационным развитием наукоемкой промышленности: модели и решения. М.: ИПУ РАН, 2010. 168 с.
Shared services handbook / P. Moller, J. Golden, H. Walkingshaw. London: Deloitte MCS Limited, 2011. 91 p.
Repenning A., Ioannidou A., Dдttwyler C., Luhn L., Repenning N., Mr. Vetro. Assessing a Collective Simulation Framework // Journal of Interactive & Learning Research, Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). 2010. № 21.
Клеев И.В. Экономическое обоснование совершенствования производственных процессов при разработке авиационной техники: (на примере проведения аэродинамического эксперимента) // Организатор производства. 2008. № 3. С. 62–65.
Олишевский Д.П. Оптимизация структуры услуг сетевого центра коллективного пользования научным оборудованием // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 2. С. 216.
Олишевский Д.П. Моделирование системы управления очередями заявок при оказании наукоёмких услуг центром коллективного пользования // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 2. С. 165–170.
Олишевский Д.П., Сербиновский Б.Ю. Моделирование и анализ организации и управления центром коллективного пользования. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. 134 с.
Wang H. Performance Analysis for Shared Services // Communications of the IIMA. 2007. Vol. 7. Iss. 2. Р. 61–67.
Таха Х. Введение в исследование операций. М.: Вильямс, 2001. 912 с.
Hal R.W. Queuing Methods for Service and Manufacturing. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1990.
Bergeron B. Essentials of shared services. Hoboken, NY: Wiley, 2003. 272 p.
Clausing D., Holmes M. Technology Readiness. Research Technology Management, 2010. Vol. 53. Iss. 4. P. 52–59.
Дмитриев В.Г., Бюшгенс Г.С. О работах ЦАГИ. 1970–2000 годы и перспективы. Жуковский: ЦАГИ, 2001. 112 с.