Голышев Г.А.младший научный сотрудник Центра бюджетной политики в отраслях экономики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация g-golyshev@yandex.ru
Предмет. В мировой практике концессионные соглашения являются одной из основных форм привлечения частных компетенций и финансирования для развития общественной инфраструктуры. Возврат инвестированных средств происходит на этапе эксплуатации за счет операционного дохода, для обеспечения стабильности и предсказуемости которого используются различные механизмы регулирования риска дохода. Цели. Исследование нового для России механизма регулирования риска дохода как гарантированного совокупного (накопленного) дохода, в рамках которого срок концессионного соглашения находится в зависимости от динамики накопления доходов. Изучение потенциального влияния механизма регулирования риска дохода на финансовую эффективность концессионных проектов. Методология. На основе положений теории реальных опционов и эконометрического моделирования по методу Монте-Карло с использованием финансовой модели реального инфраструктурного проекта проанализирован характер распределения значений чистой приведенной стоимости NPV и потенциального срока реализации проекта. Результаты. Анализ финансовой эффективности инфраструктурного проекта показал, что увеличение ставки дисконтирования доходов концессионера сопровождается сужением области волатильности NPV и расширением размаха вариации потенциального срока эксплуатации. При этом со значительной степенью вероятности колебание продолжительности операционной стадии находится в пределах четырех лет, то есть удовлетворяет требованиям концессионного законодательства Российской Федерации. Также обнаружена обратная зависимость между потенциальной продолжительностью стадии эксплуатации и ожидаемыми значениями NPV проекта. Выводы. Полученные результаты позволяют говорить о сопоставимости воздействия на NPV механизма гарантирования совокупного (накопленного) дохода в сравнении с иными механизмами регулирования риска дохода, при этом существенно снижается финансовое участие концедента в реализуемых проектах. В этих условиях механизм гарантирования совокупного дохода как отдельно, так и в сочетании с иными механизмами регулирования риска дохода может стать востребованным в российской практике. Результаты исследования могут быть использованы специалистами финансово-экономических структур исполнительной власти при инициировании концессионных проектов, управляющими компаниями и институциональными инвесторами.
Ключевые слова: концессионные соглашения, риск, доход, теория реальных опционов, метод Монте-Карло
Список литературы:
Vassallo J. The role of the discount rate in tendering highway concessions under the LPVR approach // Transportation Research. 2010. Vol. 44. Iss. 10. Р. 806–814.
Garvin M., Chiara N., Vecer J. Valuing simple multiple-exercise real options in infrastructure projects // Journal of Infrastructure Systems. 2007. Vol. 13. № 2. Р. 97–104.
Nombela G., de Rus G. Flexible-term contracts for road franchising // Transportation Research. 2004. Vol. 38. Iss. 3. Р. 163–179.
Голышев Г.А. Развитие инфраструктуры с использованием концессионных и долгосрочных инвестиционных контрактов // Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 101–110.
Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 56 с.
Albalate D., Bel G. Regulating concessions of toll motorways: An empirical study on fixed vs. variable term contracts // Transportation Research. 2009. Vol. 43. Iss. 2. Р. 219–229.
Bain R. Error and Optimism Bias in Toll Road Traffic Forecasts // Transportation. 2009. Vol. 36. Р. 469–482.
Bel G., Foote J. Tolls, terms and public interest in road concessions privatization: A comparative analysis of recent transactions in the USA and France // Transport Reviews. 2009. Vol. 29. № 3. Р. 397–413.
Chiara N., Kokkaew N. A modeling government revenue guarantees in privately built transportation projects: A risk-adjusted approach // Transport. 2013. Vol. 28. Р. 186–192.
Сraciun M. A new type of risk in infrastructure projects // Modern Economy. 2011. № 2. Р. 479–482.
Garvin M., Chiara N. Utilizing real options for revenue risk mitigation in transportation project financing // Journal of the Transportation Research Board. 2007. № 1993. Р. 1–8.
Garvin M., Chiara N. Variance models for project financial risk analysis with applications to greenfield BOT highway projects // Construction Management and Economics. 2008. Vol. 26. Р. 925–939.
Garvin M., Ford D. Real options in infrastructure projects: theory, practice and prospects // Engineering Project Organization Journal. 2012. № 2. Р. 97–108.
Neufville R.et al. Real options to increase the value of intelligent transportation systems // Journal of the Transportation Research Board. 2008. № 2086. Р. 40–47.
Reinhardt W. The role of private investment in meeting U.S. transportation infrastructure needs // Public Works Financing. 2011. № 260.
Vassallo J. Traffic risk mitigation in highway concession projects: the experience of Chile // Journal of Transport Economics and Policy. 2006. Vol. 40. Р. 359–381.
Vassallo J., Soliño A. The minimum income guarantee in transportation infrastructure concessions in Chile // Journal of the Transportation Research Board. 2006. № 1960. Р. 15–23.