Тётушкин В.А.кандидат технических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация volodtetus@yandex.ru
Предмет. Глобальное партнерство за финансовую доступность Группы двадцати (GPFI) признало доступность финансовых услуг ключевым элементом, дающим возможность бороться с бедностью и достигать целей инклюзивного экономического развития. Около 40 стран во всем мире публично заявили о своей приверженности целям и задачам финансовой доступности. Достоверные данные по финансовой доступности имеют решающее значение для разработки финансовой политики, постановки целей по финансовой доступности и мониторинга прогресса в достижении поставленных целей. Согласно «Показателям финансовой доступности Группы двадцати» финансовую доступность предлагается измерять по трем аспектам: доступу к финансовым услугам, пользованию финансовыми услугами и качеству предоставления продуктов и услуг. Цели и задачи. Изучение и анализ качества доступа и пользования финансовыми услугами в регионах РФ, а также каналами их предоставления потребителям. Задачами исследования являются определение характеристик сегментов российского населения, которое не пользуется или не имеет доступа к финансовым услугам, определение уровня спроса на финансовые продукты и услуги, определение объективных и субъективных барьеров к доступу к финансовым услугам, разработка предложений по наиболее эффективным способам преодоления барьеров к финансовым услугам в регионах РФ. Методология. С помощью эконометрических методов проанализированы различные аспекты предоставления финансовых услуг в регионах различным слоям населения. Методология исследования включала репрезентативный количественный опрос, а также качественные интервью с потребителями и поставщиками услуг, чтобы лучше понять проблему финансовой доступности с точки зрения потребителя. Результаты. Исследование может быть полезным для студентов и преподавателей экономических вузов, а также служить в качестве рекомендаций для банковских или других финансовых предприятий и организаций. Выводы. В настоящее время для повышения финансовой доступности в России необходимо преодоление распространенных стереотипов в отношении поставщиков финансовых услуг и продуктов (например, негативное отношение к кредитам или убеждение, что сбережения имеют смысл только при наличии крупных сумм). Эту задачу должны решать как разработчики политики, так и поставщики финансовых услуг
Бондаренко Е. Удаленные финансовые услуги // T-Comm – Телекоммуникации и Транспорт. 2009. Спецвыпуск. Июнь. С. 34–35.
Подкатилова Е.В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Нефтегазовое дело. 2006. Т. 4. № 2. URL: Link.
Истомин В.Г. Особенности правового регулирования конкурентных отношений на рынке финансовых услуг // Вопросы управления. 2010. Вып. 11. С. 87–94.
Тотьев К.Ю. Унификация антимонопольного законодательства России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 6. С. 9–18.
Лобанова И. Финансовая доступность: проблема понимания // Банковское обозрение. 2014. № 11.
Синяков Н.В., Созинов Е.В., Костёрный А.В. Способы применения облачных технологий в области финансовых услуг // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7-1. С. 59.
Бездудный М.А. Типология регионов России по уровню развития банковской деятельности // Банковское дело. 2003. № 12. С. 17–21.
Бурденко Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами // Вопросы статистики. 1998. № 5. С. 16–21.
Гатауллин Р.Ф. Повышение эффективности сферы услуг населению: теория и методология. Уфа: Восточный университет, 2001. 134 с.
Герасименко В.В. Финансово-кредитные инструменты роста в национальной и региональной экономике // Формирование механизма для экономического роста в Российской Федерации и Республики Башкортостан в рамках глобального развития: материалы Междунар. научно-практич конф. Уфа, Уфимский государственный университет службы, 2004. С. 36–45.
Златкис Б.И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в системе государственного управления // Финансы. 2003. № 12. С. 3–10.