Малиновская О.В.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Российская Федерация ifinansy@yandex.ru
Сапко Е.А.начальник отдела инвестиционной деятельности и бюджетирования, Азово-Черноморский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», Новороссийск, Российская Федерация ursap@yandex.ru
Бровкина А.В.доцент кафедры финансов и кредита, Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Российская Федерация brovkinaav@mail.ru
Предмет. Идентифицированы проблемные сферы анализа инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, которые существуют в современной практике инвестиционной деятельности и к числу которых относятся недостатки существующих методик оценки рисков государственных и комбинированных проектов или их полное игнорирование, особенно при оценке государственных проектов. В современных условиях развития программного характера реализации инвестиционных проектов, отсутствия «длинных денег» на фондовом и денежном рынках, высоких конъюнктурных колебаний современной экономики развитие именно комбинированных проектов (государство плюс бизнес) является основой превращения транспортной отрасли в драйвер экономического роста. Проблемные сферы отраслевого инвестиционного анализа, современное развитие его теории и практики сформировали ведущее противоречие между бизнесом и государством при анализе эффективности проектов методом дисконтированных денежных потоков, используемым бизнесом и недостаточно востребованным государством, – проблему разделения рисков между государством и бизнесом. Цели. Разработка и апробация методики оценки ставки дисконтирования денежных потоков инвестиционных проектов на транспорте, способствующей снижению противоречий между бизнесом и государством при их реализации. Результаты. В теории дисконтированных денежных потоков мерилом риска и доходности закономерно можно рассматривать ставку дисконтирования денежных потоков проектов, оценка которой способна активно влиять на разделение рисков. При этом принципиальное значение имеет специфика интересов государства и бизнеса, состоящая в том, что государство заинтересовано в занижении ставки дисконтирования, в то время как бизнес стремится эту ставку максимизировать. В этих условиях существует целесообразность оценки общественной и частной ставки дисконтирования, методика оценки которых разработана авторами. Выводы и значимость. Расчет ставки осуществляется двумя методами – рыночным (объективным) и субъективным, которые обоснованы авторами, что, в свою очередь, продиктовано высоким уровнем неопределенности современной практики инвестирования. Модель рыночной оценки, представленная в авторском изложении, ориентирована на повышение достоверности и обоснованности этой ставки.
Сапко Е. Инвестиционный механизм развития инфраструктуры портового хозяйства России // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 10–13.
Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов /пер. с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. 269 с.
Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 1008 с.
Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело, 2004. 1104 с.
Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 1340 с.
Бойко О.Г. Основные подходы к расчету ставки дисконтирования для инвестиционных проектов // Вестник ТвГУ. Сер. Экономика и управление. 2014. № 2. С. 128–135.
Гулакова О.И. Общественная эффективность крупных инфраструктурных проектов, методика и практика // Вестник НГУ. Сер. Социально-экономические науки. 2013 . Т. 13. Вып. 2. С. 14–27.
Емельянов Ю., Леонова Ю. Привлекательность России для иностранных инвестиций // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 8–16.
Public-private partnership reference guide: Version 2.0. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Asian Development Bank, and Inter-American Development Bank, 2014. 231 р.
Скворцова Г.Г. Проблемы внедрения механизмов государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры РФ // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 375–377.
Литвяков С.С. Развитие инструментов финансирования проектов ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры в России // Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 101–108.
Тулупникова Ю.В. Инвестиции в инфраструктуру и проблемы их финансирования // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск, Армавир, Саратов: Академия управления, 2015. С. 97–100.
Немчанинова М.А., Дербас Н.В. Обоснование концессионного подхода в инвестиционной политике транспортного сектора экономики // Транспортное дело России. 2012. № 3. С. 99–100.
Халтурин Р.А. Особенности государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 3. С. 152–159.
Милякова Л.В., Смирнова Н.В. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации инфраструктурных проектов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-1. С. 215–219.
Матушкина Н.А., Аверина Л.М. Государственно-частное партнерство в развитии и эксплуатации транспортной инфраструктуры // Труды V Всероссийского симпозиума по экономической теории. Т. 2. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2012. С. 161–164.
Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов // Креативная экономика. 2007. № 9. Вып. 1. С. 60–64.
Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе // Управление экономическими системами. 2010. № 4. URL: Link.