Клочков В.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация vlad_klochkov@mail.ru
Багир-заде Б.А.студент магистратуры, Московский физико-технический институт (государственный университет), Москва, Российская Федерация jasmin_bella@mail.ru
Тема. Рассматриваются проблемы освоения нефтегазовыми компаниями нового сегмента рынка в регионах Крайнего Севера – рынка авиационного сконденсированного топлива, получаемого из попутного газа. Цели. Оценка потенциального спроса на авиационное сконденсированное топливо в районах Крайнего Севера в настоящее время и в долгосрочной перспективе. Выработка экономически обоснованных рекомендаций нефтегазовым компаниям по поводу выбора: реализовать новый (более дешевый в производстве) вид топлива по цене нынешнего, или снизить цену в расчете на повышение спроса. Методология. Для прогнозирования потенциального спроса на авиационное сконденсированное топливо проводятся технико-экономические расчеты с использованием характеристик современной и перспективной авиационной техники. Учитывается возможность оптимизации структуры вертолетного парка (в долгосрочной перспективе), а также повышения авиационной подвижности населения при снижении тарифов на авиаперевозки на Крайнем Севере. Результаты. Полученные оценки показывают, что максимально возможного объема производства авиационного сконденсированного топлива из имеющегося сырья достаточно для перевода на новое топливо вертолетных работ на Крайнем Севере и для значительного увеличения объема местных авиаперевозок. Однако рентабельное освоение новых топливных ресурсов возможно лишь при увеличении спроса на авиатопливо и перевозки, что, в свою очередь, требует гибкой ценовой политики. Значимость. Выработаны рекомендации для нефтегазовых компаний и разработчиков перспективной авиационной техники. Показано, что наиболее значимого улучшения транспортного обслуживания регионов Крайнего Севера за счет перехода на новый вид авиатоплива удастся достичь при переводе на него перспективных, более экономичных изделий.
Горшкова И.В., Клочков В.В. Экономические проблемы управления развитием авиатранспортной сети в малонаселенных регионах России // Управление большими системами. 2010. Вып. 30. С. 115–134.
Дутов А.В., Зайцев В.П., Маврицкий В.И. Перевод авиации на газ: варианты решения транспортной проблемы северных и арктических регионов // Арктика: экология и экономика. 2011. № 3. С. 80–89.
Гольц Г.А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. 2000. № 2.
James I. Hileman, David S. Ortiz, James T. Bartis, Hsin Min Wong, Pearl E. Donohoo, Malcolm A. Weiss, Ian A. Waitz. Near-Term Feasibility of Alternative Jet Fuels. RAND Corporation, 2009. 152 p.
Попова Т.И. Инновационный потенциал использования местных топливных ресурсов на воздушном транспорте Крайнего Севера / Российская модель социально-экономического развития: настоящее и будущее: сб. трудов межвуз. студ. науч. конф. Краснодар: КФ РГТЭУ, 2011. С. 204–210.
Зайцев В.П. Газотопливная технология для авиации // Газовая промышленность. 2004. № 4. С. 65–66.
Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. М.: ВКШ «Авиабизнес», 2002. 304 с.