Сигарев А.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация alexsigarev@mail.ru
Косов М.Е.кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация kosovme@mail.ru
Предмет. Активное развитие электронной торговли, наблюдаемое с начала XXI в., оказывает существенное влияние на традиционные представления об экономических процессах, в том числе на способы и принципы ценообразования. В частности, при реализации информационных благ с помощью сети Интернет применение стратегий ценовой дискриминации имеет ряд особенностей, которые в значительной мере влияют как на продавцов, так и на покупателей. Цель. Выявить специфические особенности ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли, которые оказывают влияние на поведение продавцов и покупателей. Методология. В работе проанализирована возможность использования традиционных стратегий ценовой дискриминации в условиях реализации информационных благ посредством электронной торговли. Результаты. Рассмотрены возможности использования стратегий ценовой дискриминации, кастомизации, самоотбора и версионирования при реализации информационных благ через каналы электронной торговли. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что в случае реализации информационных благ через каналы электронной торговли у продавцов открываются более широкие возможности для дифференцированного ценообразования и более полного изымания потребительского излишка. Это становится возможным потому, что развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет более подробно изучить вкусы и предпочтения покупателей, предсказать их поведение, персонализировать предлагаемое благо. В то же время со стороны потребителя также существуют положительные эффекты от приобретения благ через Интернет в виде снижения асимметрии информации в отношении цен и качества благ, а также более широких возможностей для сравнения рыночных предложений.
Рудакова И.Е., Никифоров А.А. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика. М.: Дело и Сервис, 2013. 208 с.
Особенности и тенденции развития интернет-торговли (на примере рынка бытовой техники и электроники) / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2010. 87 с.
Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы: предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист. 2000. № 3. С. 43–45.
Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. М.: ТЕИС, 2009. 284 c.
Савинов Ю.А. Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 3. C. 3–12.
Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 287 с.
Антипина О.Н. Теоретические основы ценообразования на рынках информационных благ и технологий // Вопросы новой экономики. 2009. № 4. С. 12–22.
Сигарев А.В. Электронная коммерция: вызовы и перспективы в условиях экономической нестабильности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 170–175.
Tang Z., Montgomery A., Smith M.D. The Impact of Shopbot Use on Prices and Price Dispersion: Evidence from Online Book Retailing // Carnegie Mellon University, 2008. № 12.
Brown J.R., Goolsbee A. Does the Internet Make Markets More Competitive? Evidence from the Life Insurance Industry // Journal of Political Economy. 2002. Vol. 110. Р. 481–507.
Lynch J.G., Ariely D. Wine Online: Search Costs Affect Competition on Price, Quality, and Distribution // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1, Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 83–103.
БондаренкоН.Е., КомароваИ.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник международного института экономики и права. 2013. № 1. С. 78–83.
Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce and Competitive First-Degree Price Discrimination. London, University College, 2000. URL: Link.
Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce, Price Discrimination and Mass Customisation. London, University College, 2001.
Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy // Harvard Business Review Press. 1998. 368 p.
Пшеницына Е.И. Особенности ценообразования сетевых структур // Приоритетные направления развития науки и образования: матер. науч.-практич. конф. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2. С. 444–447.
Харакоз Ю.К., Косов М.Е. Стратегическое управление затратами как метод увеличения конкурентоспособности // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 156–159.
Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling Information Goods: Pricing, Profits and Efficiency // Management Science. 1999. Vol. 45. Iss. 12. P. 1613–1630.
Bakos Y.,Brynjolfsson E. Bundling and Competition on the Internet // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1. Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 63–82.