Пешина Э.В.доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация peshina@yandex.ru
Стрекалова А.А.старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация strekalova@usue.ru
Тема. В статье исследуются вопросы общего и различного в понятиях «фискальный федерализм», используемого в англоязычной среде, и «фискальный (бюджетный) федерализм», используемого в российской литературе. Данные определения являются базовыми в современной системе управления публичными финансами с учетом институциональной среды мировой и российской экономики. Цели. Раскрыть базовые конструкции понятия «фискальный федерализм» в англоязычной среде; рассмотреть сущностные характеристики понятия «фискальный (бюджетный) федерализм», используемого российскими учеными; провести сравнительный анализ понятий «фискальный федерализм» и «фискальный (бюджетный) федерализм» с учетом институциональной среды мировой и российской экономик. Методология. Анализ содержания понятия «фискальный федерализм», формулируемого зарубежными учеными в англоязычной среде, был проведен по направлениям: практика использования понятий «бюджетный федерализм» и «налоговый федерализм»; анализ понятия «фискальный федерализм» с 1959 г. (даты его появления) по 2014 г. в формулировках ученых разных стран мира. Анализ понятия «фискальный (бюджетный) федерализм» был проведен по публикациям российских ученых по направлениям: общие отличительные особенности фискального федерализма англоязычной среды и фискального (бюджетного) федерализма в российских публикациях; сущность (идея, назначение) понятия по определениям, формулируемым с 1992 по 2014 г. российскими учеными; основа, область распространения; целевая направленность. Результаты. Показана сопоставимость взглядов зарубежных ученых на понятие «фискальный федерализм» и российских ученых на понятие «фискальный (бюджетный) федерализм» по исследуемым направлениям. Выводы. В российской научной мысли существует понимание «фискального (бюджетного) федерализма» как частный случай теории фискального федерализма в мировой научной мысли. В России зауживают понятие публичного сектора до бюджетной сферы, а взаимоотношения субъектов государственного управления рассматриваются как взаимодействие уровней власти в многоуровневой бюджетной системе. Значимость. Статья должна восполнить недостаток переводных работ из мировой научной мысли по изучению фискального федерализма и способствовать разграничению дискуссионных понятий «фискальный федерализм» и «бюджетный федерализм» в российской научной мысли в системе управления публичными финансами.
Ключевые слова: фискальный федерализм, бюджетный федерализм, многоуровневое управление
Список литературы:
Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и Сервис, 2000. 240 с.
Баткибеков С.,Кадочников П., Луговой О., Трунин И. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета. М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2000. 485 с.
Богачева О.В. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 1995. № 8. С. 30–40.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: в 2-х т. Т. 2. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
Добрынин Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2005. 368 с.
Ефимова Л.А.,Макарова С.Д., Малкина М.Ю. Теоретические, методологические и практические аспекты бюджетного федерализма в системе взаимоотношений: федеральный центр – субъект Федерации – муниципальное образование: монография. Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2004. 314 с.
Иванов В.В. Теория и практика межбюджетных отношений. СПб.: БАН; Нестор-История, 2010. 265 с.
Игудин А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. 1995. № 4. С. 3–7.
Казаков В.В.,Савиных Т.С. Особенности бюджетного федерализма в России // Вестник Томского государственного университета. № 334. 2010. С. 110–113.
Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 240 с.
Котилко В.В.,Грицюк Т.В. Бюджетный федерализм и баланс интересов: сущность и принципы функционирования. Государственный советник. 2014. № 4. С. 25–30. URL: Link.
Лавров А.М. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 1995. № 8. С. 21–29.
Лексин В.Н.,Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. М.: УРСС, 2000. 368 с.
Любимцев Ю. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2000. № 6. С. 21–33.
Международный опыт в области управления общественными финансами на субнациональном уровне (обобщенный и адаптированный к российским условиям) / под рук. А.М. Лаврова. М.: ЛЕНАНД, 2007. 440 с.
Пешина Э.В.,Стрекалова А.А. Местное управление в эволюции зарубежных концепций, теорий, моделей федерализма: финансовый аспект // Управленец. 2014. № 2. С. 4–19.
Птицын В.И. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. 1996. № 9. С. 7–11.
Бойтуш О.А., Казак А.Ю и др. Распределение финансовой помощи в системе межбюджетных отношений России: монография. Екатеринбург: АМБ, 2003. 164 с.
Родионова В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 1994. № 8. С. 3–15.
Родионова В.М. Современные требования к бюджетному федерализму // Финансы. 1998. № 7. С. 8–11.
Валентей С.Д. и др. Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы. СПб.: Алетейя, 2008. 320 с.
Садыгов Ф.К. Методологические аспекты формирования межбюджетных отношений в рыночной России // Российское предпринимательство. 2002. № 12. С. 63–68.
Татаркин А.И., Пыхова И.А., Шеломенцев А.Г. Бюджетный федерализм и его роль в формировании и развитии системы межбюджетных отношений. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. 189 с.
Модель Б.С. Федерализм и децентрализация. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 416 с.
Ходорович М.И. Проблемы фискального федерализма в РФ // Финансы. 1992. № 2. С. 12–21.
Ahmad E., Brosio G. Handbook of Fiscal Federalism Edited by Ehtisham Ahmad, Giorgio Brosio. Northampton, MA: Edward Elgar, 2006. 305 р.
Bird R., Dafflon B., Jeanrenaud C., Kirchgässner G. Assignment of Responsibilities and Fiscal Federalism // Politorbis. 2003. № 32. Р. 58–78.
GloverE. Decentralization 133 Success Secrets – 133 Most Asked Questions On Decentralization – What You Need To Know. Emereo Publishing, 2014. 222 р.
Gruber J. Public finance and public policy. Third edition. New York, Worth Publishers. 2011. 768 р.
Hooghe L.,Marks G. Types of multi-level governance // European Integration online Papers (EIoP). Vol. 5. 2001. № 11. 32 р.
Hyman D.N. Public Finance: A Contemporary Application of Theory to Policy, Tenth Edition. 2011. South-Western, Cengage Learning. 800 р.
Kesner-Skreb M. Fiscal Federalism. Financial Theory and Practice. 2009. № 33(2). P. 235–237.
Konings J.,Torfs W. Fiscal federalism, Tax competition and Economic Agglomeration. In: Flemish Department of Finance and Budget (ed.). Fiscal Federalism in the European Union, Larcier, 2012. P. 35–56.
Lavrov A.M. Budgetary Federalism. In: Jeremy R. Azrael and Emil A. Payin, Conflict and Consensus in Ethno-political and Center-periphery Relations in Russia. Conference proceedings (Rand Corporation). Rand Corporation, 1998. 53 р.
Maior P.V. Is Fiscal Federalism Different in the European Union? // Paper for the 2nd. Conference on the Political Economy of International Organizations. January 29–31, 2009. Geneva: University of Geneva. Graduate Institute of International Studies, 2009. 26 p.
Malizia R.,Tassa E. Administrative Decentralization versus Fiscal Federalism. Some remarks based on the Italian and European Countries' evidence. Paper presented at the Villa Mondragone International Economic Seminar on Rules, International Economy and Growth CEIS. Rome: University of Rome Tor Vergata, 2004. 48 p.
McKenzie K.J. Reflections on the Political Economy of Fiscal Federalism in Canada. C.D. Howe Institute. Working Paper. 2005. P. 1–15.
Mitu N.E.,Drăcea N.M. Tax Federalization – an Important Step in the Process of Decentralization. Finance – Challenges of the Future. 2009. Vol. 1. № 10. P. 168–172.
Moges A.G. Fiscal Federalism in Theory and Practice // Special Issue on the Ethiopian Economy. 2013. Vol. 5. № 1. P. 6–32.
Musgrave R.A. Approaches to a Fiscal Theory of Political Federalism. In Public Finances: Needs, Sources, and Utilization. Princeton University Press, 1961. P. 97–134.
Eva-Maria Maggi and Ulrich Ladurner. Fiscal Federalism. Federal Features and Financial Decentralization. EURAC, 2009. 628 p.
Oates W.E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. Vol. 37. №. 3. Sep. 1999. P. 1120–1149.
Oates W.E. Fiscal Federalism and the European Union: Some reflection // Societa Italiana di Economia Pubblica, Pavia University. October 4–5, 2002. P. 36–57.
Oates E.W. Toward A Second-Generation Theory of Fiscal Federalism // International Tax and Public Finance. 2005. Vol. 12. Iss. 4. P. 349–373.
Panella G., Fossati A. Fiscal Federalism in the European Union. Routledge. 1999. 320 р.
Quigley J.M. Fiscal Federalism and Economic Development: A Theoretical Overview. In Government for the Future, Contributions to Economic Analysis. Emerald Group Publishing Limited, 1997. Vol. 238. Р. 83–101.
Saburov E., Tipenko N., Cherniavskii A. Budget Federalism and Inter budgetary Relations // Problems of Economic Transition. M.E. Sharpe, Inc. 2001. Vol. 43. № 11. P. 76–92.
Salami A. Taxation, revenue allocation and fiscal federalism in Nigeria: issues, challenges and policy options // Economic annals. April – June 2011. Vol. LVI. № 189. P. 27–50.
Serra J., Afonso J.R. Fiscal federalism Brazilian style: Reflections // Paper Presented at the Forum of Federations – International Conference on Federalism, in Mont-Tremblant, Canada, October 6–8, 1999. 33 p.
Sharma C.K. The Federal Approach to Fiscal Decentralisation: Conceptual Contours for Policy Makers // Loyola Journal of Social Sciences. Vol. XIX. № 2. Jul-Dec 2005. Р. 169–188.
Šimović H. Fiscal system and fiscal relations in the European Union: political restraints and alternative approach to public finance // Working paper series. Faculty of Economics and Business University of Zagreb. 2007. 11 р.
Solanko L.,Tekoniemi М. To recentralise or decentralize – some recent trends in Russian // BOFIT Online. 2005. № 5. 28 p.
Thiessen U. Analysis of contemporary budget federalism models based on economic and social effectiveness of inter-budgetary relations. Theory, experiences in OECD countries, and analysis for Russia. Russian-European Centre for Economic Policy (RECEP). Moscow, 2005. 37 р.
Virkola T. Fiscal Federalism in Four Federal Countries // The Research Institute of the Finnish Economy. 31.10.2014. 44 р.
Weingast B.R. Тhe Economic Role of Political Institutions: Market Preserving Federalism and Economic Development // Journal of Law Economics and Organization. 1995. Vol. 11. № 1. P. 1–31.
WildasinD.E. Fiscal federalism. The New Palgrave Dictionary of Economics, 2nd ed. // Ed. by S.N. Durlauf and L.E. Blume. 2008.