Мартенс А.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация ann-martens@yandex.ru
Предмет. Жилищно-коммунальная сфера отличается значительной финансовой емкостью, а на платежи за жилищно-коммунальные услуги приходится большая часть розничных расчетных операций, что изначально определяет актуальность развития системы расчетов за эти услуги в коммерческих банках. Значимость представленного направления усиливается в современных условиях. Это обусловлено установлением финансовой ответственности собственников многоквартирного фонда за состояние общего имущества, введением новых субъектов на рынок платежей за жилищно-коммунальные услуги, следовательно, и формированием новых перспектив развития банковского бизнеса. Цели. Анализ организации системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, технологии биллинга и, учитывая современные изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определение вариантов продвижения банковского бизнеса. Методология. С помощью сравнительного анализа представлены основные преимущества и недостатки вариантов организации системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, использован метод простых процентов для обоснования доходности привлечения регионального оператора на расчетное обслуживание. Результаты. Автором систематизируются и анализируются подходы к организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги, предлагаются различные направления для построения инфраструктуры взимания платежей в коммерческих банках, представлены варианты повышения фондирования и рентабельности банковского бизнеса. Выводы. Полноценное развитие системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги с учетом дистанционных форм обслуживания возможно только при внедрении собственных биллинговых технологий. Кроме того, акцентировано внимание на потенциале этого сегмента банковского бизнеса, выраженного формированием расчетно-платежной системы жилищно-коммунального хозяйства региона. Это определяет возможности усиления фондирования для банков, их кредитного потенциала за счет привлечения региональных операторов для обслуживания и открытия специальных счетов в целях аккумулирования средств на капитальный ремонт, а также продвижение других групп банковских операций (кредитование и пр.).
Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 247–252.
Корешков В.Г. Оценка потерь общества от рентоориентированного поведения коммерческих банков // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4. С. 57–60.
Киркорова Н.П. Предоставление услуги по сбору платежей: перспектива развития // Механизация строительства. 2012. № 2. С. 43–47.
Федосин А.С. Применение методов линейной оптимизации для выравнивания остатков денежных средств на лицевых счетах в процессе осуществления начисления платы за ЖКУ // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2015. № 1. С. 155–166.
Вострухина Т.Ю. Дистанционное банковское обслуживание как одно из перспективных направлений развития банковских услуг // Российское предпринимательство. 2011. № 11. С. 128–133.
Сидорова К.И. Как забивают гвозди скрипкой: о стоимости владения системами ДБО // Банковское дело. 2015. № 1. С. 56–57.
Хаванова Н.В., Литвинова Е.В. Пути повышения эффективности взыскания задолженности с граждан за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 3. С. 181–194. URL: Link.
Королева Е.Л. Угрозы экономической безопасности жилищно-коммунального хозяйства: отличительные признаки и типология // Известия высших учебных заведений. Сер. Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 2. С. 168–173.
Матыс Е.Г. Меры по снижению задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2014. № 3. С. 85–91.
Морозова Ю.В. Развитие дистанционного обслуживания клиентов российскими банками // Наука и общество. 2013. № 2. С. 137–140.
Кириченко Л.П., Булавенко О.А. Система интернет-банкинга в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 991–995.
Макарова И., Максимов А. Биллинг жилищно-коммунальных услуг: проблемы и решения // Российское предпринимательство. 2012. № 9. С. 110–112.
Нефедов В.А. Некоторые аспекты совершенствования механизма финансирования, контроля и управления денежными потоками в жилищно-коммунальной сфере // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 140–146.
Шунина О.А. Региональная политика формирования и воспроизводства жилищного фонда // Вестник Алтайской науки. 2014. № 4. С. 120–125.
Газизов Р.М. Государственная политика по созданию фондов капитального ремонта многоквартирных домов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 1. С. 49–51.
Рау Э.И. Как защищены вкладчики коммерческих банков // Вестник алтайской науки. 2015. № 2. С. 235–238.
Патракеев А. Роль банков в решении проблем формирования региональных систем капитального ремонта // Управление многоквартирным домом. 2014. № 3. C. 19–25.
Шарапова А.В., Смородинова Н.И. Совершенствование механизма финансирования капитального ремонта жилищного фонда в Российской Федерации // Современные проблемы экономического и социального развития. 2014. № 10. С. 53–56.
Генцлер И.В. Модель финансирования капитального ремонта многоквартирного дома // Имущественные отношения в РФ. 2012. № 8. С. 27–38.
Шваков Е.Е., Лазарева Ж.В., Чистякова И.С. Программа развития инвестиционного потенциала промышленного предприятия как инструмент реализации государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-3. С. 609–613.
Шарапова А.В., Смородинова Н.И. Международный опыт финансирования капитального ремонта жилищного фонда // Современные проблемы экономического и социального развития. 2013. № 9. С. 128–129.