Шахова Г.Я.доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация gshahova@nifi.ru
Маненок П.Л.старший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация pmanenok@nifi.ru
Предмет. Исследование посвящено проблемам разработки пороговых значений бюджетных индикаторов, способствующих достижению долгосрочной фискальной устойчивости и реализации приоритетов социально-экономического развития. Цели. Выявить целесообразность и возможность учета мировой практики при разработке пороговых значений бюджетных индикаторов для России. Предложить экспертные оценки пороговых значений бюджетных индикаторов для использования в российской практике бюджетного планирования. Методология. При обосновании конкретных выводов и рекомендаций учитывались научные исследования отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости и экономической безопасности государства. Основой исследования является системный подход, позволяющий получить решение сложной проблемы достижения долгосрочной устойчивости бюджетной системы на базе комплексного рассмотрения и взаимной увязки различных ее аспектов: сбалансированности государственных доходов и расходов, реализации приоритетов социально-экономического развития, стабильности налоговой нагрузки и др. При этом использовались методы экономического анализа, экспертного оценивания, балансовые методы. Результаты. Рассмотрены понятия устойчивости и качества в долгосрочном бюджетном планировании. Определен порядок разработки пороговых значений бюджетных индикаторов, обеспечивающих достижение фискальной устойчивости в долгосрочном периоде. Проведен сравнительный анализ бюджетных параметров России и развитых зарубежных стран. Обоснованы пороговые значения индикаторов, характеризующих роль государства в перераспределении финансовых ресурсов в современной экономике, а также структуру распределения государственных ресурсов по функциональным направлениям их расходования. Область применения. Разработка бюджетной политики. Выводы. Сделан вывод о правомерности и целесообразности использования социально-экономических показателей развитых стран при разработке пороговых значений бюджетных индикаторов для России, а также о необходимости перехода РФ на экономическую модель развитых стран, характеризующуюся высокой долей в валовом внутреннем продукте как общего размера финансовых ресурсов, перераспределяемых бюджетной системой, так и затрат на социальную защиту, здравоохранение и образование.
Возобновление экономического роста – основная цель финансовой политики // Финансы. 2015. № 5. С. 8–12.
Schick A. Sustainable Budget Policy: Concepts and Approaches // OECD Journal on Budgeting. 2005. Vol. 5. № 1. P. 107–126.
Tarschys D. Time Horizons in Budgeting. OECD Journal on Budgeting. 2002. Vol. 2. № 2. P. 77–103.
The long-term sustainability of public finances in the European Union. European Economy, 2006. № 4. P. 1–226.
Федосимов Б.А. Угрозы экономической безопасности РФ из-за неэффективного расходования бюджетных средств на различных уровнях бюджетной системы РФ. URL: Link.
Бауэр В.П., Авдийский В.И. Экономическая безопасность в системе трансформации мировой финансовой архитектуры. URL: Link.
Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона. URL: Link.
Сенчагов В.К. Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации. URL: Link.
Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1. C. 154–160.
Котенко А.А. Основные социально-экономические показатели и экономическая безопасность России. URL: Link.
Котц Дэвид. Либеральная модель и темпы роста в долговременном аспекте // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. C. 17–21.
Петров Ю.А. Деофшоризация экономики, противодействие «минимизации» налогов и пресечение утечки капитала // Российский экономический журнал. 2013. № 6. C. 15–35.
Петров Ю.А. К формированию новой экономической модели: рестрикция бюджетных расходов или повышение собираемости налогов? // Российский экономический журнал. 2013. № 4. C. 24–39.
Захаров В.К., Голикова Е.И. О зависимости благополучия страны и прогрессивности шкалы налогообложения // Экономист. 2015. № 8. C. 23–40.
Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и социально-экономическое развитие // Финансы. 2005. № 8. C. 61–66.