Сазонов С.П.доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заведующий кафедрой экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация sazonovsp@mail.ru
Белоножкина Е.А.магистрантка кафедры экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация botanik0806@mail.ru
Предмет. Актуальность исследования обусловлена тем, что при насыщении рынка определенной банковской услугой конкуренты начинают быстро перенимать друг у друга передовые методы работы и инструменты. В связи с этим у банков возникает необходимость внедрять новые услуги и в то же время поддерживать достаточно высокий уровень конкурентоспособности. В этом случае кредитные организации начинают активно использовать современные технологии конкурентного анализа, такие как бенчмаркинг, который помогает понять причины несоответствий в отдельных областях хозяйствования и способствует преодолению отставания от конкурентов. Цели. Выявить особенности применения технологии бенчмаркинга на современном этапе развития рынка банковских услуг в России, а также сделать акцент на важности применения бенчмаркинга как одного из инструментов повышения конкурентоспособности банковских услуг на российском и мировом рынках. Задачи. Проанализировать основные инструменты, которые используют российские банки для продвижения своих продуктов и услуг. Исследовать применение технологии бенчмаркинга российскими специалистами и способы усовершенствования традиционных инструментов маркетинга при помощи данной технологии в современных условиях. На основе опыта зарубежных предприятий рассмотреть основные проблемы и направления развития бенчмаркинга на российском банковском рынке. Методология. Использованы методы сравнительного анализа и систематизации собранной информации. Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор применения технологии бенчмаркинга для повышении конкурентоспособности банковских услуг. Приведены примеры использования технологии зарубежными и российскими организациями, а также выявлены основные причины отказа отечественных предприятий от бенчмаркинга. Выводы. Бенчмаркинг – не только передовая технология конкурентного анализа, но и концепция, предполагающая развитие у банка стремления к непрерывному совершенствованию и поиску новых идей, а также адаптацию к условиям меняющегося рынка банковских услуг. При внедрении бенчмаркинга в практику целесообразно учитывать многолетний зарубежный опыт. Для этого следует создавать специализированные центры, которые будут оказывать помощь банкам в поиске партнеров для бенчмаркингового исследования.
Белоножкина Е.А., Сазонов С.П. Направления совершенствования российского рынка банковских услуг / Инновационное развитие экономики: инструменты и технологии: м-лы VII Межд. науч.-практ. конф. студ. и мол. ученых. Волгоград: РАНХГС (Волгогр. ф-л), 2015. C. 11–15.
Бакун Т.В., Обуховская И.Ф. Современные тенденции банковского маркетинга: теория и практика // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 34–40.
Сидорова Е.Е. Институциональное обеспечение развития предпринимательской организации: бенчмаркинг: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 176 с.
Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг. М.: ИНФРА-М, 2011. 400 с.
Исаев Р.А. Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке. М.: Голос-Пресс, 2009. 318 с.
Сорокина И.О. Российские перспективы omni channel – альтернатива филиалам как самому затратному каналу продаж // Банковский ритейл. 2014. № 2. URL: Link.
Сазонов С.П., Белоножкина Е.А. Использование банковских инноваций для реализации конкурентной стратегии коммерческого банка / Политика современных социально-экономических систем: м-лы I Всерос. науч.-практ. студ. конф. Волгоград: ВолгГТУ, 2015. C. 208–210.
Батаев А.В. Анализ использования облачных сервисов в банковском секторе // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 234–240.
Асланов Ш.С., Шавшина С.А. Облачные технологии в банковской сфере / Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: м-лы науч. конф. Новосибирск, СибАК. URL: Link.pdf.
Сазонов С.П., Белоножкина Е.А. Информационные технологии и интернет-банкинг как инструменты маркетинга по продвижению банковских услуг на российском рынке / Теоретические и прикладные аспекты современной науки: м-лы IV межд. науч.-практ. конф. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2014. C. 178–181.
Кишкун П.С., Кузнецова Н.В. Бренд и его влияние на конкурентоспособность предприятия / м-лы VII Межд. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». Москва, РАЕ. 2015. URL: Link.
Горбатюк А.А. Особенности бренда как феномена современного общества: специфика его развития на рынке товаров и услуг // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 348–351.
Архипенко М.К. Бенчмаркинг как условие повышения конкурентоспособности фирмы / Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России: м-лы науч. конф. Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2014. URL: Link.
Кемп Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов: пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004. 416 с.
Меркушова Н.И., Старун А.В. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый. 2014. № 15. С. 185–187.
Бельских И.Е., Чечетка Е.Л. Бенчмаркинг как интегрирующая маркетинговая функция: монография. Краснодар: Оттиск, 2013. 110 с.
Белоножкина Е.А., Сазонов С.П. Исследование узнаваемости и известности бренда коммерческого банка ЗАО ВТБ24 / Молодежь и экономика: новые взгляды и решения: м-лы XIV Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Волгоград, ВолгГТУ, 2014. C. 141–145.