Черникова Л.И.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ индустрии гостеприимства, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация tariff2004@mail.ru
Фаизова Г.Р.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация guzel_faizova@mail.ru
Предмет. Нестабильная экономическая и политическая ситуация на международном рынке сказывается и на отношениях в туристской отрасли, переориентируя и повышая интерес российских граждан к путешествиям внутри страны. Эффективное развитие отечественной туристской отрасли окажет положительное влияние не только на экономику страны, но и на повышение интереса со стороны иностранных граждан к российскому туристскому продукту, сохранение исторического и культурного наследия, приближение предоставляемых продуктов и услуг к международному уровню. Предметом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на переориентацию туристской отрасли на развитие внутреннего туризма. Цели. Выявить основные тенденции, происходящие в туристской отрасли Российской Федерации и факторы, влияющие на нее. Предложить меры, определяющие дальнейшее развитие внутреннего туризма. Методология. В процессе исследования использовались общенаучные методы, позволившие рассмотреть проблему в целом и отдельные ее вопросы в динамике. Результаты. Выявлены причины переориентации российского туристского рынка на внутренний поток, обоснованы необходимость развития внутреннего туризма и имеющиеся для этого возможности и перспективы. Выводы. Тенденция переориентации внешнего туризма на внутренний – это мощный скачок для развития отечественной туристской отрасли, невозможный без эффективного взаимодействия субъектов данной индустрии, активной поддержки государства, развития предпринимательства, информационной, транспортной и культурной инфраструктуры, а также усиления контроля за повышением качества отечественного турпродукта.
Ключевые слова: внутренний туризм, переориентация, коллективные средства размещения, инновации
Список литературы:
Борисова А.О. Международный туризм и основные показатели его развития в России // Аспирант. 2015. № 1. С. 101–104.
Виноградова М.В. Информационное обеспечение туризма: системный стратегический подход // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1. С. 31–6.
Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 116–129.
Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 4. С. 99–109.
Евреинов О.Б. Особенности развития въездного и внутреннего туризма в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2. С. 1143–1146.
Истомина Т.С., Самойленко А.А. Туризм в России – испытание на прочность // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 1. С. 28–31.
Коновалова Е.Е., Силаева А.А. Инновации на предприятиях туризма и сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 96–105. URL: Link.
Кошлякова М.О. Общие подходы к имиджевым стратегиям фирмы-туроператора // Сервис plus. 2014. № 8. С. 90–96.
Низовцева А., Ковалёва В. Развитие внутреннего туризма: антикризисное предложение // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 167–177.
Подсевалова Е.Н. Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 160–168. URL: Link.
Удовиченко А.А. Инновации в туризме: проблемы и перспективы // Потенциал современной науки. 2015. № 3. С. 166–169.
Харитонова Т.В., Голикова О.М. Выявление и оценка туристских расходов внутренних и иностранных туристов в основных туристских дестинациях (социологический обзор на примере Московского региона и г. Санкт-Петербурга) // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 3. С. 80–90.
Чхиквадзе Н.А. Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 181–191. URL: Link.
Якименко М.В., Виленская М.С. Проблемы государственно-частного партнерства в сфере туризма // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 12. С. 150.
Chernikova L.I., Faizova G.R., Kozhevnikova N.V., Aglieva V.F., Safargaliev E.R. Role of State in Formation and Development of Tourist Cluster // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. Iss. 3. P. 207–218.
Chernikova L.I., Faizova G.R., Egorova E.N., Silaeva A.A. Increase of competitiveness of tourist industry companies on the basis of marketing approaches // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 6S4. P. 99–109.
Faizova G., Kozhevnikova N., Kashipova G., Zinurova G., Egorova E. Factors of functioning and development of tourist clusters at regional level // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. Iss. 3. P. 87–98.
Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of competence-based tourism educational system'sconformity with requirements of a modern business-society // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 22–24.
Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. Development of resort and tourism potential as a promising avenue of socio-economic growth in Russia // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 12s. P. 126–130.