Патрушева А.В.аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга, Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Санкт-Петербург, Российская Федерация anna1980.p@yandex.ru
Предмет. Активное развитие франчайзинга в России сделало актуальным вопрос финансовых отношений, возникающих между франчайзи и франчайзером. Эти связи характеризуются большим разнообразием видов платежей и способов расчета. Для систематизации информации о франчайзинговых платежах необходима классификация, учитывающая особенности финансового взаимодействия сторон. Цели. Раскрыть экономическую природу финансовых отношений франчайзера и франчайзи. Методология. Методом синтеза получена группировка выплат, которые франчайзи проводит франчайзеру в рамках договорных отношений. Анализ ипользован для изучения финансовых отношений, возникающих в случае возвратного франчайзинга, а также преимуществ, обусловленных франчайзинговыми платежами, их влияния на стоимость бизнеса. Результаты. В работе рассмотрены природа финансовых отношений в рамках франчайзингового договора, общие и специфические источники дохода франчайзера, подходы к их классификации, а также модели разовых и периодических платежей. Предложена классификация источников денежных поступлений для франчайзера. Выявлено наличие специфических для франчайзинга видов платежей. Выводы. Сделаны заключения о целесообразности применяемых подходов к классификации платежей франчайзеру, осуществляемых франчайзи; о целесообразности выделения некоторых платежей в отдельные виды; о влиянии франчайзинговых платежей на стоимость бизнеса франчайзи и франчайзера. Обоснована необходимость разделения этих платежей на специфические и общие.
Ключевые слова: франчайзер, франчайзи, финансовые отношения, выплата, договор
Список литературы:
Blair Roger D., Lafontaine Francine. The Economics of Franchising. N.Y.: Cambridge University Press, 2005, 338 p.
Котляров И.Д. Описание финансовых отношений франчайзера и франчайзи / Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона: м-лы науч.-практ. конф. Отв. ред. Л.А. Коханец. Саранск: Мордов. гуманит. ин-т. 2014. С. 516–523.
Алгазина Д.Г. Исследование управляющих параметров экономического взаимодействия участников договора франчайзинга // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5. С. 118–120.
Иванов В.А., Пузырёв М.Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 3. С. 30–34.
Кабак М.Л. Экономический механизм установления величины ставки роялти во франчайзинговых отношениях // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-1. С. 131–135.
Краснослободцев А.А. Формы коммерческого трансфера бренда // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2. С. 116–123.
Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. 2007. № 4. С. 80–90.
Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и правовые аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-2. С. 102–108.
Хабарова Н.Е. Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 361–374.
Vázquez L. The Use of Up-Front Fees, Royalties and Franchisor Sales to Franchisees in Business Format Franchising // Economics and Management of Franchising Networks. J. Windsperger et al. (Eds). Heidelberg: Physica-Verlag, 2004, pp. 145–159.
Котляров И.Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы. 2011. № 1. С. 32–39.
Leibowitz Martin L., Kogelman Stanley. The Franchise Factor for Leveraged Firms // Financial Analysts Journal. 1991. Vol. 47. No. 6. P. 29-43.
Windsperger J. The Fee Structure in Franchising: A Property Rights View // Economics Letters, 2001. Vol. 73. Iss. 2. P. 219–226.
Комаров В.М., Панюкова В.В. Франчайзинг как разновидность вертикальной интеграции на рынке модной одежды / Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. С. 69–78.
Наркевич Е.Г. Франчайзинг как форма кооперации: попытка анализа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2012. № 4. С. 22–25.
Архангельская К.А. Кредитование франчайзи: анализ рынка и оценка эффективности // Банковское дело. 2015. № 11. С. 58–62.
Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предпринимателей // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 75–80.
Котляров И.Д. Торговые центры как сетевые структуры // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2014. № 7. С. 114–121.