Савина Т.Н.кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация savinatn@yandex.ru
Тема. Применение режима инфляционного таргетирования в условиях неоиндустриальной модернизации. Цели. Обосновать необходимость и возможность применения названного режима. Методология. Методологической основой послужили как общенаучные методы познания (диалектический, сочетание исторического и логического единства, структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы исследования. Результаты. Рассмотрены подходы к формированию неоиндустриальной модели развития экономики России; определены их особенности. Обоснованы роль режима инфляционного таргетирования в условиях неоиндустриальной модернизации и его условия осуществления, выявлены его преимущества и недостатки. Представлен алгоритм действий инфляционного таргетирования. Изучена практика его применения. Выявлены факторы, препятствующие достижению целей Банка России при таргетировании в условиях неоиндустриальной модернизации. Выводы. Основными предпосылками введения инфляционного таргетирования в условиях неоиндустриальной модернизации являются благоприятная макроэкономическая среда, режим плавающего курса национальной валюты, устойчивая финансовая система, доверие общественности к денежно-кредитной политике, проводимой центральным банком, и независимый статус последнего в реализации монетарной политики. Важным параметром таргетирования является наличие пределов колебания целевого ориентира инфляции. Планируемый Банком России переход к режиму таргетирования инфляции в условиях плавающего курса рубля призван улучшить инвестиционный климат в стране путем управления инфляционными ожиданиями экономических агентов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ в области финансово-кредитного регулирования.
Кондратов Д. Таргетирование инфляции: практика ЕС и перспективы России // Экономист. 2011. № 3. С. 67–77.
Aizenman J., Hutchison M., Noy I. Inflation Targeting and Real Exchange Rates in Emerging Markets // World Development. May 2011. Vol. 39. № 5. P. 712–724.
Batini N., Breuer P., Kochhar K., Roger S. Inflation Targeting and the IMF // IMF Board Paper SM/06/33. Wash.: International Monetary Fund, 2006.
Сarare A., Stone M.R. Inflation Targeting Regimes // European Economic Review, 2006. Vol. 50. Iss. 5. P. 1297–1295.
Gosselin M.-A. Central Bank Performance under Inflation Targeting // Working Paper 18. 2007. Bank of Canada.
Johnson D.R. The Effect of Inflation Targeting on the Behavior of Expected Inflation: Evidence from an 11 Country Panel // Journal of Monetary Economics. November 2002. Vol. 49. № 8. P. 1521–1538.
Ostry J., Ghosh A., Chamon M. Two Targets, Two Instruments: Monetary and Exchange Rate Policies in Emerging Market Economies. IMF Staff Discussion Note. 2012. February.
Левченко Д.В., Хандруев А.А. Таргетирование инфляции: международный опыт и Россия. М.: БФИ, 2000. С. 52.
Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. 2010. № 1. C. 48–54.
Трунин П.В. Инфляционное таргетирование и курсовая политика в российских экономических условиях // Российское предпринимательство. 2013. № 19.
Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 61–67.
Толстолесова Л.А. Инфляционное таргетирование: преимущества и ограничения использования // Международный научно-исследовательский журнал. Декабрь, 2015. URL: Link. doi: 10.18454/IRJ.2015.42.030
Ball L., Sheridan N. Does Inflation Targeting Matter? In Bernanke B., Woodford M. The Inflation-Targeting Debate. University of Chicago Press. 2006. P. 276.
Hyvonen M. Inflation Convergence Across Countries // Research Discussion Paper Economic Research Department Reserve Bank of Australia. June 2004.
Vega M., Winkelried D. Inflation Targeting and Inflation Behavior: A Successful Story? // International Journal of Central Banking. 2005. Vol. 1. № 3. P. 153–175.
Хэммонд Д. Практика инфляционного таргетирования. URL: Link.
Leiderman L., Maino R., Parrado E. Inflation Targeting in Dollarized Economies // IMF Working Paper № 06/157. 2006. Р. 20.
Woodford M. Interest and Prices: Foundations of a Theory of Monetary Policy. Princeton, New Jersey, Princeton University Press. 2003.
Svensson L. Inflation Targeting In Handbook of Monetary Economics. North Holland. 2010. P. 1237–1302.
Сомова И.А. Таргетирование инфляции в России: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Т. 12. Вып. 2. С. 5–12.