Швандар К.В.доктор экономических наук, руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация shvandar@nifi.ru
Анисимова А.А.младший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация Aanisimova@nifi.ru
Предмет. В последние два десятилетия можно наблюдать изменения в политике расходов и налогообложения многих развитых стран. Это связано с необходимостью финансирования дефицита бюджетов, увеличивающихся в том числе вследствие растущих государственных расходов на различные государственные программы. Долговые кризисы были следствием подобных политик развитых стран. В связи со сложившейся ситуацией в этих странах были предприняты попытки осуществления фискальной консолидации. Цели. Анализ процесса осуществления фискальной консолидации в мировой практике, а также обзор основных причин ее проведения. Методология. В первой части работы представлены теоретические аспекты фискальной консолидации, а также основные стратегии ее осуществления в мировой практике в зависимости от экономической ситуации. Во второй части представлены примеры стран, осуществивших фискальную консолидацию, проведен анализ мер фискальной консолидации, а также анализ дополнительных реформ. Результаты. На основе проведенного анализа примеров осуществления фискальной консолидации в мировой практике были выявлены: основная цель фискальной консолидации; необходимые факторы для достижения долгосрочного положительного эффекта от фискальных реформ и экономического роста, а также основные проблемы, с которыми сталкивались страны, осуществлявшие фискальную консолидацию. Выводы. Основной целью проведения фискальной консолидации являлось сокращение дефицита бюджета и уменьшение уровня государственного долга. Для достижения положительного эффекта от фискальных реформ, а также экономического роста в долгосрочном периоде необходимы также дополняющие реформы (реформы социального обеспечения и финансовой системы, рынка труда и т.п). Анализ фискальной консолидации в приведенных примерах выявил, что в долгосрочном периоде сложно сохранить положительные результаты реформ (только в Чили это удалось осуществить в полной мере).
Варьяш И.Ю., Швандар К.В., Бурова Т.Ф. Актуализация макроэкономических прогнозов в бюджетном процессе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 4. 2014. С. 118–128.
Erceg C.J., Lindé J. Fiscal Consolidation in an Open Economy. American Economic Review, 2012, vol. 102, iss. 3, pp. 186–191.
Caporale G.M., Chui M., Hall S.G., Henry B. Fiscal Consolidation: An Exercise in the Methodology of Coordination // Journal of Economic Integration. Vol. 20. № 1. (March 2005). Р. 1–25.
Hougaard Jensen S.E., Rutherford T.F. Rutherford Distributional Effects of Fiscal Consolidation // The Scandinavian Journal of Economics. 2002. Vol. 104. № 3. Р. 471–493.
Швандар К.В., Плотников С.В., Бородин А.Д. Возможности моделирования при прогнозировании конъюнктуры мировых товарных рынков (на примере рынка нефти) // Деньги и кредит. № 4. 2010. С. 63–69.
Neaime S. Sustainability of budget deficits and public debts in selected European Union countries // The Journal of Economic Asymmetries. 2015. Vol. 12. Iss. 1. Р. 1–21.
Neaime S. Sustainability of MENA Public Debt and the Macroeconomic Implications of the U.S. Financial Crisis // Middle East Development Journal. 2010. Vol. 2. Iss 2. Р. 177–201.
Neaime S. The Global Financial Crisis and the Euro Mediterranean Partnership. In: Europe and the Mediterranean Economy. United Kingdom: London School of Economics and Routledge Press (Taylor and Francis), 2012. P. 116–131.
Neaime S. The Global Financial Crisis, Financial Linkages and Correlations in Returns and Volatilities. In: Emerging MENA Stock Markets // Emerging Markets Review. 2012. Vol. 13. Iss. 3. Р. 268–282.
David M. Cutler. Tax Reform and the Stock Market: An Asset Price Approach // The American Economic Review. 1988. Vol. 78. Iss. 5. Р. 1107–1117. URL: Link.
Auerbach A.J., Gale W.G., Harris B.H. Activist Fiscal Policy // Journal of Economic Perspectives. 2010. Vol. 24. Iss. 4. Р. 141–164.
Alesina A., Ardagna S., Gali J. Tales of Fiscal Contractions // Economic Policy. 1998. Vol. 13. Iss. 27. Р. 487–545.
Larch M., Turrini A. Received Wisdom and Beyond: Lessons from Fiscal Consolidation in the EU // Brussels, European Commission. 2011.
Alesina A., Carloni D., Lecce G. The Electoral Consequences of Large Fiscal Adjustments, NBER Working Paper. 2012. No. 17655.
Guichard S. et al. What Promotes Fiscal Consolidation: OECD Country Experiences. OECD Economics Department Working Papers, 2007. No. 553.
Анисимова А.А. Стратегическое бюджетное планирование: опыт Норвегии и Швеции // Финансы. 2015. № 5. С. 72–77.
Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 81–90.
Швандар К.В., Анисимова А.А. Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 1. 2015. C. 91–98.
Schneider F., Buehn A., Montenegro C. Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. Policy Research Working Paper, 2010. No. 5356. URL: Link.
Rother P., Schuknecht L., Stark J. The Benefits of Fiscal Consolidation in Uncharted Waters / European CentralBank: URL: Link.