Булгакова С.В.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация svebulgakova@yandex.ru
Коротаева Н.В.кандидат экономических наук, главный бухгалтер ООО «ТрансРегионМонтаж», Воронеж, Российская Федерация n-link@mail.ru
Предмет. Динамичность развития современного бизнеса, резкое обострение конкуренции со стороны технологически развитых экономических субъектов, наличие уязвимых с точки зрения внешнего воздействия мест предпринимательского сектора российской экономики объективно обусловливают необходимость адекватной оценки эффективности и результативности деятельности экономического субъекта и дифференцированных в нем сегментов управленческого деления. В мировом опыте такая проблема решается с использованием ключевых показателей эффективности, актуальность практического применения которых в деятельности российских экономических субъектов в последние годы стала очевидной. Цели. Комплексное исследование методологического содержания концепции ключевых показателей эффективности. Дифференциация индикаторов эффективности по уровням управленческого деления: экономический субъект, процессы деятельности, подразделения, персонал. Построение алгоритма формирования системы ключевых показателей эффективности исходя из задач, разрабатываемых по уровням управленческого деления, в частности экономическому субъекту и процессам деятельности. Методология. В процессе исследования ключевых показателей эффективности использованы приемы дифференциации и алгоритмизации. Результат. Охарактеризованы принципы четырехуровневой системы ключевых показателей эффективности. Дифференцированы группы объектов оценки эффективности деятельности исходя из постановки задач при процессном управлении. Представлены соответствующие ключевые показатели эффективности по задачам экономического субъекта и процессам деятельности. Разработан алгоритм построения системы ключевых показателей эффективности экономического субъекта при процессном управлении. Выводы. Сделан вывод о том, что для практической реализации системы ключевых показателей эффективности требуется разработка соответствующего методического обеспечения оценки эффективности и результативности деятельности экономического субъекта, процессов деятельности, других уровней управленческого деления.
Ключевые слова: ключевые показатели, эффективность, экономический субъект, процесс деятельности
Список литературы:
Бадаев И.В., Готовчикова Н. Три источника и три составные части KPI, или Компания априори не может измениться изнутри // Управление персоналом. 2012. № 23. С. 18–32.
Буряк Н.А., Юдицкий С.С. Управление по KPI, или как «обойти овраги» // Управление персоналом. 2010. № 24. С. 38–42.
Моденов Е. KPI: ключи к эффективному управлению // Консультант. 2012. № 3. С. 72–76.
Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: ИНФРА-М, 2013. 255 с.
Ревуцкий Л.Д. Эффективность хозяйственной деятельности предприятий: ключевые показатели // Аудиторские ведомости. 2010. № 12. С. 72–77.
Сафаров А. Королевство кривых KPI: стратегия развития // Консультант. 2012. № 17. С. 17–21.
Черкащенко Н. KPI-системы как способ повышения эффективности бизнеса // Консультант. 2010. № 9. С. 26–29.
Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 416 с.
Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 305 с.
Каплан Р., Нортон Д. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 384 с.
Друкер П. Практика менеджмента / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 406 с.
Мескон М., Альерт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1997. 704 с.
Бабичева Н.Э. Теоретико-методологические основы экономического анализа развития организаций на основе ресурсного подхода: монография. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2012. 256 с.
Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство / пер. с англ. М.: Республика, 1992. 349 с.
Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.
Шеер А.В. Бизнес-процессы: основные понятия. Теория. Методы / пер. с англ. М.: Просветитель, 1999. 175 с.
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / науч. ред. Ю.П. Адлер. М.: Стандарты и качество, 2003. 272 с.
Елиферов В.Г., РепинВ.В. Бизнес-процессы. М.: ИНФРА-М, 2004. 319 c.
Иевлев В.А., Попова Т.В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: Научтехлитиздат, 2000. 282 с.
Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. М.: Компания Ай-Ти, 2003. 224 с.